Наставничество как форма развития профессиональной идентичности педагога-психолога
Аннотация
Исследование посвящено изучению динамики развития профессиональной идентичности педагога-психолога в условиях реализации программы наставничества.
Актуальность заявленной темы обусловлена, тем, что профессиональная идентичность является ключевым аспектом развития личности специалиста, определяющим его самооценку, мотивацию, взаимодействие в профессиональном сообществе и уровень эффективности в профессиональной деятельности. В связи с чем, становится важным определение возможности целенаправленного влияния на развитие профессиональной идентичности педагогов-психологов с учетом специфики их профессиональной деятельности.
В исследовании обозначена проблема возможной двойственной идентичности педагогов-психологов в связи с соотношением педагогической (просвещение, обучение) и психологической (психологическая коррекционно-развивающая, диагностическая, консультативная работа) составляющей профессиональной деятельности. Обозначены факторы, способствующие позитивной профессионализации педагогов-психологов. Определены структурные компоненты профессиональной идентичности педагога-психолога: оценочно-рефлексивный компонент профессиональной идентичности, когнитивный компонент профессиональной идентичности и мотивационно-ценностный компонент профессиональной идентичности.
Актуальность заявленной темы обусловлена, тем, что профессиональная идентичность является ключевым аспектом развития личности специалиста, определяющим его самооценку, мотивацию, взаимодействие в профессиональном сообществе и уровень эффективности в профессиональной деятельности. В связи с чем, становится важным определение возможности целенаправленного влияния на развитие профессиональной идентичности педагогов-психологов с учетом специфики их профессиональной деятельности.
В исследовании обозначена проблема возможной двойственной идентичности педагогов-психологов в связи с соотношением педагогической (просвещение, обучение) и психологической (психологическая коррекционно-развивающая, диагностическая, консультативная работа) составляющей профессиональной деятельности. Обозначены факторы, способствующие позитивной профессионализации педагогов-психологов. Определены структурные компоненты профессиональной идентичности педагога-психолога: оценочно-рефлексивный компонент профессиональной идентичности, когнитивный компонент профессиональной идентичности и мотивационно-ценностный компонент профессиональной идентичности.