Исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у лиц с депрессивно-тревожными расстройствами
Аннотация
Актуальность данной работы определяется высокой распространенностью тревожных и депрессивных расстройств в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
По данным Всемирной организации здравоохранения среди населения России в 2015 году распространённость депрессивных расстройств составляла 5,5 %, а тревожных – 3,1%. среди пациентов с депрессией у 63% испытуемых проявлялись симптомы, относящиеся к диагностическим критериям тревожного расстройства.
Самооценка, как психологический конструкт, является формальным симптомом многим расстройств. На данный момент существуют разногласия, касаемо роли самооценки и её взаимосвязи с психическими расстройствами, однако, большинство исследователей согласны с тем, что самооценка является важным явлением при аффективных расстройствах.
В связи со сформировавшейся тенденцией к повышенному интересу таких психологических феноменов как тревожность и депрессия, целью данного исследования является: определение взаимосвязи тревожности и самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Задачи:
1. Анализ теоретической и практической проблемы тревожности и её связи с самооценкой, в том числе, с базовыми основаниями самооценки.
2. Проведение диагностики уровня личностной тревожности, депрессии, самооценки и ее базовых оснований.
3. Определение связи тревожности и самооценкой.
4. Провести сравнительный анализ показателей у экспериментальной и контрольной групп.
5. Сформулировать выводы.
Объект: тревожные и депрессивные расстройства
Предмет: взаимосвязь тревожности и самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Гипотезы:
1. Существует отрицательная связь самооценки и уровня личностной тревожности у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
2. Существует связь между тревожно-депрессивными расстройствами и базовыми основаниями самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Дизайн исследования
В данном исследовании участвовали 60 человек от 18 до 25 лет, из которых 25 мужчин и 35 женщин. 30 человек (17/13) являются пациентами психиатрической больницы «Сосновый бор». На момент первичной диагностики и заключения психиатра все пациенты имели диагноз тревожно-депрессивное расстройство. 30 участников (18/12) исследования, без психиатрических диагнозов, являются студентами УрФУ на разных направлениях, обучающиеся на очных и заочных формах обучения.
Методы и методики
В исследовании применялись следующие методы и методики: в рамках теоретического анализа использовался метод анализа специальной литературы.
При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory, STAI) Она позволяет дифференцированно измерять тревожность как свойство и как состояние. Шкала состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (1-20 высказывания) и личностную (21-40 высказывания) тревожность.
2. Шкала самооценки Розенберга. Он включает в себя 10 общих утверждений, измеряющих глобальную самооценку, личностную никчемность и оценивающих степень удовлетворенности респондентов своей жизнью и хорошего самочувствия. Является кратким, валидным инструментом для диагностики самооценки. В оригинальном отчете Розенберг процитировал воспроизводимость 0,9 и масштабируемость 0,7.
3. Шкала депрессии Бека. (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос¬нове клинических наблюдений, позволив¬ших выявить ограниченный набор наиболее реле¬вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиниче-скими описаниями депрессии, содержащимися в соответствующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симпто¬мов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 ут¬верждений, соответствующих специфическим про-явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.
4. Шкала «Базовые основания самооценки» Дж. Крокера. Содержит 35 утверждений, согласие с которыми надо оценить от 1 (абсолютно не согласен) до 7 (полностью согласен). Опросник содержит 5 шкал, каждая из которых представлена пятью утверждениями и отражает базовое основание самооценки: поддержка семьи, соревнование с другими, внешность, академическая успеваемость, нравственность, одобрение других и любовь. Опросник обладает приемлемыми показателями внутренней согласованности (коэффициенты α Кронбаха для шкал опросника варьируют от 0,82 до 0,96); высокими по показателями ретестовой надежности (коэффициенты корреляции между первым и повторным тестированием, проведенным через три месяца, составляют от 0,68 до 0,92), конструктной валидностью.
Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики: описательные статистики; непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования уровня личностной тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина) и самооценки (Шкала Розенберга)
Описательный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде показывает, что в экспериментальной группе наиболее выражен высокий уровень личностной тревожности и низкий уровень самооценки.
Качественный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде, позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень личностной тревожности в экспериментальной группе статистически достоверно выше, чем в контрольной группе.
2. Уровень самооценки в экспериментальной группе статистически достоверно ниже чем у людей в контрольной группе.
3. Это означает, что лица со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами имеют высокий уровень личностной тревожности и склонны имеют самооценку ниже, чем лица без психиатрических диагнозов.
4. Выявленные различия в уровне личностной тревожности и самооценки, с нашей точки зрения, свидетельствуют о том, что самооценка является важным критерием при тревожных и депрессивных расстройствах.
Результаты исследования самооценки по шкале Дж.Крокера «Базовые основания самооценки» (Contingencies of Self-Worth, CSW)
Описательный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде показывает, что в экспериментальной группе в наибольшей степени выражены такие базовые основания самооценка как одобрение другие и академическая успеваемость. В наименьшей степени выражены – нравственность и соревнование с другими.
Качественный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде, позволяет сделать следующие выводы:
1. Показатели базового основания самооценки по шкалам «Поддержка семьи», «Внешность», «Академическая успеваемость», «Одобрение других и «Любовь» достоверно выше в экспериментальной группе.
2. Это означает, что лица со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами в качестве самооценки опираются на оценки других людей, одобрения или порицания, социальное признание или отвержение, а также на такие внешние условия самоценности, как физическая привлекательность и академические успехи, в большей мере обуславливают зависимую самооценку.
Корреляционный анализ
С помощью корреляционного анализа Спирмена мы проверили, существует ли взаимосвязь между смешанными тревожными и депрессивными расстройствами и самооценкой. Результаты корреляционного анализа представлены на слайде, в соответсвии с результатами мы видим:
В экспериментальной группе и контрольной группах личностная тревожность и самооценка имеют высокую тесноту связи.
В экспериментальной группе коэфициент Спирмена имеет умеренную тесноту связи между самооценкой и такими шкалами базовых оснований самооценки как «Академическая успеваемость» и «Одобрение других»
В контрольной группе коэффицциент Спимена также имеет умеренную тесноту связи между самооценкой и такими шкалами базовых оснований самооценки как «Внешность» и «Нравственность»
Вывод: Гипотезы исследования были подтверждены
По данным Всемирной организации здравоохранения среди населения России в 2015 году распространённость депрессивных расстройств составляла 5,5 %, а тревожных – 3,1%. среди пациентов с депрессией у 63% испытуемых проявлялись симптомы, относящиеся к диагностическим критериям тревожного расстройства.
Самооценка, как психологический конструкт, является формальным симптомом многим расстройств. На данный момент существуют разногласия, касаемо роли самооценки и её взаимосвязи с психическими расстройствами, однако, большинство исследователей согласны с тем, что самооценка является важным явлением при аффективных расстройствах.
В связи со сформировавшейся тенденцией к повышенному интересу таких психологических феноменов как тревожность и депрессия, целью данного исследования является: определение взаимосвязи тревожности и самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Задачи:
1. Анализ теоретической и практической проблемы тревожности и её связи с самооценкой, в том числе, с базовыми основаниями самооценки.
2. Проведение диагностики уровня личностной тревожности, депрессии, самооценки и ее базовых оснований.
3. Определение связи тревожности и самооценкой.
4. Провести сравнительный анализ показателей у экспериментальной и контрольной групп.
5. Сформулировать выводы.
Объект: тревожные и депрессивные расстройства
Предмет: взаимосвязь тревожности и самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Гипотезы:
1. Существует отрицательная связь самооценки и уровня личностной тревожности у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
2. Существует связь между тревожно-депрессивными расстройствами и базовыми основаниями самооценки у лиц со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами.
Дизайн исследования
В данном исследовании участвовали 60 человек от 18 до 25 лет, из которых 25 мужчин и 35 женщин. 30 человек (17/13) являются пациентами психиатрической больницы «Сосновый бор». На момент первичной диагностики и заключения психиатра все пациенты имели диагноз тревожно-депрессивное расстройство. 30 участников (18/12) исследования, без психиатрических диагнозов, являются студентами УрФУ на разных направлениях, обучающиеся на очных и заочных формах обучения.
Методы и методики
В исследовании применялись следующие методы и методики: в рамках теоретического анализа использовался метод анализа специальной литературы.
При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory, STAI) Она позволяет дифференцированно измерять тревожность как свойство и как состояние. Шкала состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (1-20 высказывания) и личностную (21-40 высказывания) тревожность.
2. Шкала самооценки Розенберга. Он включает в себя 10 общих утверждений, измеряющих глобальную самооценку, личностную никчемность и оценивающих степень удовлетворенности респондентов своей жизнью и хорошего самочувствия. Является кратким, валидным инструментом для диагностики самооценки. В оригинальном отчете Розенберг процитировал воспроизводимость 0,9 и масштабируемость 0,7.
3. Шкала депрессии Бека. (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос¬нове клинических наблюдений, позволив¬ших выявить ограниченный набор наиболее реле¬вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиниче-скими описаниями депрессии, содержащимися в соответствующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симпто¬мов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 ут¬верждений, соответствующих специфическим про-явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.
4. Шкала «Базовые основания самооценки» Дж. Крокера. Содержит 35 утверждений, согласие с которыми надо оценить от 1 (абсолютно не согласен) до 7 (полностью согласен). Опросник содержит 5 шкал, каждая из которых представлена пятью утверждениями и отражает базовое основание самооценки: поддержка семьи, соревнование с другими, внешность, академическая успеваемость, нравственность, одобрение других и любовь. Опросник обладает приемлемыми показателями внутренней согласованности (коэффициенты α Кронбаха для шкал опросника варьируют от 0,82 до 0,96); высокими по показателями ретестовой надежности (коэффициенты корреляции между первым и повторным тестированием, проведенным через три месяца, составляют от 0,68 до 0,92), конструктной валидностью.
Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики: описательные статистики; непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования уровня личностной тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина) и самооценки (Шкала Розенберга)
Описательный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде показывает, что в экспериментальной группе наиболее выражен высокий уровень личностной тревожности и низкий уровень самооценки.
Качественный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде, позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень личностной тревожности в экспериментальной группе статистически достоверно выше, чем в контрольной группе.
2. Уровень самооценки в экспериментальной группе статистически достоверно ниже чем у людей в контрольной группе.
3. Это означает, что лица со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами имеют высокий уровень личностной тревожности и склонны имеют самооценку ниже, чем лица без психиатрических диагнозов.
4. Выявленные различия в уровне личностной тревожности и самооценки, с нашей точки зрения, свидетельствуют о том, что самооценка является важным критерием при тревожных и депрессивных расстройствах.
Результаты исследования самооценки по шкале Дж.Крокера «Базовые основания самооценки» (Contingencies of Self-Worth, CSW)
Описательный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде показывает, что в экспериментальной группе в наибольшей степени выражены такие базовые основания самооценка как одобрение другие и академическая успеваемость. В наименьшей степени выражены – нравственность и соревнование с другими.
Качественный анализ
Анализ данных, отраженный на слайде, позволяет сделать следующие выводы:
1. Показатели базового основания самооценки по шкалам «Поддержка семьи», «Внешность», «Академическая успеваемость», «Одобрение других и «Любовь» достоверно выше в экспериментальной группе.
2. Это означает, что лица со смешанными тревожными и депрессивными расстройствами в качестве самооценки опираются на оценки других людей, одобрения или порицания, социальное признание или отвержение, а также на такие внешние условия самоценности, как физическая привлекательность и академические успехи, в большей мере обуславливают зависимую самооценку.
Корреляционный анализ
С помощью корреляционного анализа Спирмена мы проверили, существует ли взаимосвязь между смешанными тревожными и депрессивными расстройствами и самооценкой. Результаты корреляционного анализа представлены на слайде, в соответсвии с результатами мы видим:
В экспериментальной группе и контрольной группах личностная тревожность и самооценка имеют высокую тесноту связи.
В экспериментальной группе коэфициент Спирмена имеет умеренную тесноту связи между самооценкой и такими шкалами базовых оснований самооценки как «Академическая успеваемость» и «Одобрение других»
В контрольной группе коэффицциент Спимена также имеет умеренную тесноту связи между самооценкой и такими шкалами базовых оснований самооценки как «Внешность» и «Нравственность»
Вывод: Гипотезы исследования были подтверждены