Связь отношения к здоровью и смысложизненных ориентаций у студентов медицинского вуза
Аннотация
Объект исследования – отношение к здоровью.
Цель исследования – выявить связь отношения к здоровью и смысложизненных ориентаций у студентов медицинского вуза.
Методы исследования: теоретического анализа и синтеза, опроса, тестирование, количественные и качественные методы обработки данных, непараметрический критерий корреляции Спирмена.
Методики исследования: Отношение к здоровью:
1. тест «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина ;
2. опросник «Индивидуальная концепция здоровья» Д. Сиерес, В. Гавидия .
Смысложизненные ориентации:
3. тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;
4. тест жизнестойкости Леонтьева-Рассказовой.
Результатом работы стали выявленные корреляции между показателями отношения к здоровью и смысложизненными ориентациями у студентов медицинского вуза.
Статистический анализ данных позволил определить прямые сильные корреляционные связи при уровне значимости p>0,001 между:
– общим показателем отношения к здоровью и результативностью жизни (ρ=0,408);
– практическим компонентом отношения к здоровью и результативностью жизни (ρ=0,408).
То есть, чем выше у студентов сформировано хорошее отношение к здоровью и здоровому образу жизни, чем активнее студент заботится о своем здоровье, тем более удовлетворены студенты-медики своей самореализацией и продуктивностью жизни на данном этапе.
Прямая слабая связь при уровне значимости p>0,05 была обнаружена между:
– показателем индивидуальной концепции здоровья и умением ставить цели жизни (ρ=0,31);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и эмоциональной насыщенностью жизни (ρ=0,31);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и удовлетворенностью самореализацией (ρ=0,324);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и общим показателем жизнестойкости (ρ=0,313);
– практическим компонентом отношения к здоровью и эмоциональной насыщенностью жизни (ρ=0,313).
Чем больше студенты уверены, что хорошее здоровье дано им от природы и будет сохраняться дальше, тем больше они вовлечены в процессы позитивного принятия жизни, стрессоустойчивости, удовлетворены своей самореализацией.
Область применения полученных результатов – психологическая практика в работе со студентами, психология здоровья.
Значимость работы заключается в практической реализации выявленных закономерностей связи отношения к здоровью и смысложизненными ориентациями у студентов медицинского вуза для разработки рекомендаций по развитию здорового образа жизни студенчества.
Цель исследования – выявить связь отношения к здоровью и смысложизненных ориентаций у студентов медицинского вуза.
Методы исследования: теоретического анализа и синтеза, опроса, тестирование, количественные и качественные методы обработки данных, непараметрический критерий корреляции Спирмена.
Методики исследования: Отношение к здоровью:
1. тест «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина ;
2. опросник «Индивидуальная концепция здоровья» Д. Сиерес, В. Гавидия .
Смысложизненные ориентации:
3. тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;
4. тест жизнестойкости Леонтьева-Рассказовой.
Результатом работы стали выявленные корреляции между показателями отношения к здоровью и смысложизненными ориентациями у студентов медицинского вуза.
Статистический анализ данных позволил определить прямые сильные корреляционные связи при уровне значимости p>0,001 между:
– общим показателем отношения к здоровью и результативностью жизни (ρ=0,408);
– практическим компонентом отношения к здоровью и результативностью жизни (ρ=0,408).
То есть, чем выше у студентов сформировано хорошее отношение к здоровью и здоровому образу жизни, чем активнее студент заботится о своем здоровье, тем более удовлетворены студенты-медики своей самореализацией и продуктивностью жизни на данном этапе.
Прямая слабая связь при уровне значимости p>0,05 была обнаружена между:
– показателем индивидуальной концепции здоровья и умением ставить цели жизни (ρ=0,31);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и эмоциональной насыщенностью жизни (ρ=0,31);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и удовлетворенностью самореализацией (ρ=0,324);
– показателем индивидуальной концепции здоровья и общим показателем жизнестойкости (ρ=0,313);
– практическим компонентом отношения к здоровью и эмоциональной насыщенностью жизни (ρ=0,313).
Чем больше студенты уверены, что хорошее здоровье дано им от природы и будет сохраняться дальше, тем больше они вовлечены в процессы позитивного принятия жизни, стрессоустойчивости, удовлетворены своей самореализацией.
Область применения полученных результатов – психологическая практика в работе со студентами, психология здоровья.
Значимость работы заключается в практической реализации выявленных закономерностей связи отношения к здоровью и смысложизненными ориентациями у студентов медицинского вуза для разработки рекомендаций по развитию здорового образа жизни студенчества.