Связь индивидуальной способности к удержанию информации в рабочей памяти и психофизиологических маркеров когнитивной перегрузки

Бабич Полина Олеговна

Аннотация


Увеличение количества ошибок в работе многих современных специалистов различного профиля связано с когнитивной перегрузкой. В производственных отраслях ведутся поиски надежных методов регистрации когнитивной перегрузки, но несмотря на актуальность проблемы, комплексных исследований физиологических коррелят перегрузки когнитивных процессов проведено мало.
Цель работы: выявить связь способности к удержанию информации в рабочей памяти с психофизиологическими маркерами когнитивной перегрузки.
Объект: рабочая память
Предмет: изменение зрачковых реакций под воздействием когнитивной перегрузки в процессе удержания информации
Исследование проводилось с февраля по декабрь 2021 года в учебно-научной лаборатории нейротехнологий УрФУ в рамках научного проекта по изучению психофизиологических маркеров когнитивной перегрузки. В эксперименте принимали участи 104 человека (средний возраст = 20, 5). В результате которого:
1. Индивидуальный объем рабочей памяти предиктор уровня когнитивной перегрузки.
2. Диаметр зрачка не оказался достаточно чувствителен к переходу от ряда, соответствующего объему рабочей памяти к ряду, превосходящему объем на один элемент. Таким образом, значимой корреляции между изменением диаметра зрачка и поведенческими показателями обнаружено не было.
3. Оба теста коррелируют между собой, что свидетельствует о надежности обоих вариантов измерения объема рабочей памяти.
В заключении можно сказать, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы воспроизвести полученные результаты и построить алгоритмы, способствующие усовершенствованию имеющиеся методы оценки эффективности и продуктивности как в процессе обучения, так и в разных сферах деятельности человека.