Связь вербальной и невербальной коммуникации с ролью в группе у детей дошкольного возраста с нормотипичным и патологическим речевым развитием

Рыжкова Евгения Вячеславовна

Аннотация


В данной работе рассмотрены и проанализированы имеющиеся в литературе данные по речевому развитию в дошкольном возрасте, расстройствам речи у детей дошкольного возраста, невербальной коммуникации, особенностям формирования групп у детей дошкольного возраста.
Было проведено практическое исследование по теме работы. В результате исследования выявлено, что у детей с нормотипичным и патологическим речевым развитием неречевая коммуникация вносит свой вклад в социальный статус ребенка в группе. У нормотипичных детей к неречевой коммуникации добавляется речевая, при этом взаимосвязь речевых навыков со статусом сильнее, чем неречевых. Таким образом, у детей с патологическим речевым развитием ведущей будет неречевая коммуникация, а у детей без логопедического диагноза – речевая, что подтверждает исходную гипотезу исследования.
Это связано в первую очередь с тем, что дети с нарушением речи должны иметь большой репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно использовать их в качестве компенсации несформированных вербальных средств общения.