Особенности восприятия образа тела и пространственной ориентации у детей с ДЦП
Аннотация
Данная работа посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию пространственных представлений и особенностей образа тела у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с детским церебральным параличом.
Актуальность. Одной из особых трудностей у подростков с ДЦП является несформированность пространственных представлений в силу ограниченности моторных возможностей, в том числе на уровне собственного тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, воспроизведение даже самого простого движения может вызывать огромные трудности. Сочетание этих нарушений препятствует формированию адекватного образа тела и ориентировки в схеме собственного тела.
Целью исследования является выявление особенностей формирования образа тела и пространственных представлений и взаимосвязи этого процесса с развитием интеллекта у подростков с детским церебральным параличом и нейротипичных подростков
Основываясь на поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к формированию образа тела в подростковом возрасте, в том числе у подростков с ДЦП.
2. Провести эмпирическое исследование восприятия образа тела, степени развития пространственных представлений, конструктивного и вербального интеллекта у подростков с ДЦП и у подростков без диагноза ДЦП.
3. Выявить и сравнить особенности восприятия образа тела, степень развития пространственных представлений, конструктивного и вербального интеллекта у подростков с ДЦП и у подростков без диагноза ДЦП.
Гипотеза исследования: нарушения функций ЦНС у детей с ДЦП приводит к нарушению формирования в онтогенезе образа тела и в связи с этим пространственных представлений, что в свою очередь может влиять на формирование конструктивного и вербального интеллекта.
Исследование проводилось на базе ГКОУ СО «Школа-интернат № 17» г. Екатеринбург и МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 148 подростков в возрасте 11-17 лет.
Методы исследования. В исследовании использовались нейропсихологические методики (проба Хэда, проба Ферстера, проба Тойбера, проекция локализации прикосновения), проективная методика «Нарисуй тело человека», тест геометрических фигур А.Ш. Тхостова, методика «Образ собственного тела» М. Фельденкайза, тест Векслера (вербальные субтесты), прогрессивные матрицы Равена.
Выводы. Так в ходе исследования были обнаружены новые данные о специфике особенностей образа тела и пространственных представлений у подростков с детским церебральным параличом в сравнении с нормотипическими подростками. Были обнаружены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами относительно уровня сформированности пространственного восприятия, особенностями образа тела и показателями конструктивного и вербального интеллекта.
Актуальность. Одной из особых трудностей у подростков с ДЦП является несформированность пространственных представлений в силу ограниченности моторных возможностей, в том числе на уровне собственного тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, воспроизведение даже самого простого движения может вызывать огромные трудности. Сочетание этих нарушений препятствует формированию адекватного образа тела и ориентировки в схеме собственного тела.
Целью исследования является выявление особенностей формирования образа тела и пространственных представлений и взаимосвязи этого процесса с развитием интеллекта у подростков с детским церебральным параличом и нейротипичных подростков
Основываясь на поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к формированию образа тела в подростковом возрасте, в том числе у подростков с ДЦП.
2. Провести эмпирическое исследование восприятия образа тела, степени развития пространственных представлений, конструктивного и вербального интеллекта у подростков с ДЦП и у подростков без диагноза ДЦП.
3. Выявить и сравнить особенности восприятия образа тела, степень развития пространственных представлений, конструктивного и вербального интеллекта у подростков с ДЦП и у подростков без диагноза ДЦП.
Гипотеза исследования: нарушения функций ЦНС у детей с ДЦП приводит к нарушению формирования в онтогенезе образа тела и в связи с этим пространственных представлений, что в свою очередь может влиять на формирование конструктивного и вербального интеллекта.
Исследование проводилось на базе ГКОУ СО «Школа-интернат № 17» г. Екатеринбург и МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 148 подростков в возрасте 11-17 лет.
Методы исследования. В исследовании использовались нейропсихологические методики (проба Хэда, проба Ферстера, проба Тойбера, проекция локализации прикосновения), проективная методика «Нарисуй тело человека», тест геометрических фигур А.Ш. Тхостова, методика «Образ собственного тела» М. Фельденкайза, тест Векслера (вербальные субтесты), прогрессивные матрицы Равена.
Выводы. Так в ходе исследования были обнаружены новые данные о специфике особенностей образа тела и пространственных представлений у подростков с детским церебральным параличом в сравнении с нормотипическими подростками. Были обнаружены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами относительно уровня сформированности пространственного восприятия, особенностями образа тела и показателями конструктивного и вербального интеллекта.