Психологические характеристики студентов с инвалидностью с разным типом виктимного поведения
Аннотация
Сегодня в России идет смена приоритетов общественного развития, смещение акцента с экономической составляющей на «человеческий ресурс»: потенциал личности, интеллект, образование. Такая смена ориентира усугубляет положение социально незащищенных слоев, препятствуя их полноценной адаптации, эффективному социальному функционированию, интеграцию в общество усиливая виктимность. Инвалидность признается одним из самых высоковиктимных статусов в России. Важно выявить психологические особенности студентов с инвалидностью с разными показателями виктимизации. Характеристика выборки: Всего в исследовании приняли участие 54 студента, к процессу эмпирических исследований были привлечены студенты с инвалидностью Уральского Федерального университета, 20 девушек, 34 юноши, возрастов от 18 до 20 лет. Используемые методики : методика исследования коммуникативных установок личности (Ивашов, Заика), пределение жизненных ценностей личности (Иванов, Колобова), методика многофакторнго исследования личности (Кетелл), методика исследования склонности к виктимному поведению (Андронникова).
Мы выделили шесть показателей виктимизации: агрессивное поведение, саморазрушающее и самоповреждающее поведение, гиперсоциальное поведение, зависимое и беспомощное поведение, некритическое поведение, реализованная виктимность.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к зависимому и беспомощному поведению (24 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели безопасности, власти и влияния, автономности, личностного роста, религиозной жизни, смелости в социальных контактах.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к гиперсоциальному поведению (16 %), обследуемые не показывают низкие показатели не в одной из шкал.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонность к агрессивному поведению (12 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели богатства духовной культуры и религиозной жизни.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к саморазрущающему и самоповреждающему поведению (34 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели формального типа общения, автономности и безопасности.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к некритичному поведению (4 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели безопасности, здоровья, религиозной жизни, моральной нормативности, смелости в социальных контактах и самостоятельности.
В группе студентов с инвалидностью имеющих реализованную виктимность (10 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели личностного роста.
Данная работа не претендует на решение всех проблем виктимизации, а лишь основных, и может быть продолжена в плане зависимости виктимизации студента с инвалидностью от года обучения в университете, влияния других факторов на виктимизацию.
Мы выделили шесть показателей виктимизации: агрессивное поведение, саморазрушающее и самоповреждающее поведение, гиперсоциальное поведение, зависимое и беспомощное поведение, некритическое поведение, реализованная виктимность.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к зависимому и беспомощному поведению (24 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели безопасности, власти и влияния, автономности, личностного роста, религиозной жизни, смелости в социальных контактах.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к гиперсоциальному поведению (16 %), обследуемые не показывают низкие показатели не в одной из шкал.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонность к агрессивному поведению (12 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели богатства духовной культуры и религиозной жизни.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к саморазрущающему и самоповреждающему поведению (34 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели формального типа общения, автономности и безопасности.
В группе студентов с инвалидностью имеющих склонности к некритичному поведению (4 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели безопасности, здоровья, религиозной жизни, моральной нормативности, смелости в социальных контактах и самостоятельности.
В группе студентов с инвалидностью имеющих реализованную виктимность (10 %) обследуемые демонстрируют низкие показатели личностного роста.
Данная работа не претендует на решение всех проблем виктимизации, а лишь основных, и может быть продолжена в плане зависимости виктимизации студента с инвалидностью от года обучения в университете, влияния других факторов на виктимизацию.