Влияние самооценки на успешность обучения у студентов
Аннотация
Все мы знаем, что проблема успешности в учебной деятельности является актуальной во все времена. На выбор темы работы повлиял не только личный интерес, но и тот факт, что в современной научной литературе по психологии, посвященной изучению личностных особенностей студентов, немногие уделяют серьезное внимание личности самого студента, его отношение к себе и его проявления в виде самооценки.
Актуальность исследования, состоит именно в изучении влияния самооценки на успешность в обучении, что в дальнейшем поможет разработать авторский тренинг для студентов, который будет способствовать повышению уверенности в себе и улучшению учебной успеваемости.
Объектом исследования является самооценка в юношеском возрасте.
Предметом исследования является взаимосвязь самооценки и успеваемости
студентов ВУЗа.
Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки и
успешности в обучении в юношеском возрасте.
Выборка. В исследовании участвовали 60 человек – 30 студентов ВУЗа в возрасте от 19 до 21 года и 30 учеников 10 класса, разделенных по половому признаку.
База исследования: Российский государственный профессионально-
педагогический университет РГППУ Екатеринбург, Лицей им. Г.Ф Атякшева
г. Югорск.
В исследовании были задействованы следующие методики:
1. «изучение общей самооценки» методика Г.Н. Казанцевой;
2. анкета «Вербальная диагностика самооценки личности»;
3. методика определения самооценки Дембо, Тамары Вульфовны и
Сусанны Яковлевны Рубинштейн;
4. анализ учебной документации.
В первую очередь было изучено, влияет ли самооценка в старшем подростковом возрасте на самооценку в юношеском возрасте. В результате корреляционного анализа представленного в приложении 2, можно сделать положительный вывод. Поступая в ВУЗ, на первый курс, юноши и девушки имеют тот же уровень самооценки, что и в школе. То есть, уровень самооценки в старшем подростковом возрасте влияет на уровень самооценки в юношеском возрасте.
После проведения диагностики и расчета корреляции была выявлена связь между уровнем самооценки и успешностью обучения, как у студентов, так и у старших подростков. Результаты можно изучить в приложении 6.
Это подтверждает гипотезу о том, что уровень самооценки взаимосвязан с успешностью обучения.
Теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации научно-теоретических знаний по проблеме взаимосвязи успеваемости и самооценки личности в юношеском возрасте.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы преподавателями, студентами-практикантами при исследовании успеваемости и самооценки студентов высших учебных заведений.
Далее под пунктом 2.4 вы можете ознакомиться с рекомендуемой программой тренинга на повышение самооценки юношей и девушек.
В основе тренинга лежат результаты исследования. Цель данного тренинга достигается с помощью последовательной реализации следующих задач:
1. Мотивация участников к работе в рамках тренинга.
2. Формирование навыков и знаний, необходимых для достижения более высокого уровня субъективного благополучия.
Тренинг состоит из блоков:
• вступительный блок;
• информационный блок;
• поведенческий блок;
• эмоциональный блок;
• личностный блок.
Самооценка в юношеском возрасте - оценка себя, своих возможностей стать специалистом, своих качеств и места среди других студентов. Осознание им своего отношения к обучению и своих успехов в овладении учебным материалом или видом учебной деятельности. Под влиянием самооценки в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка в юношеском возрасте может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.
Актуальность исследования, состоит именно в изучении влияния самооценки на успешность в обучении, что в дальнейшем поможет разработать авторский тренинг для студентов, который будет способствовать повышению уверенности в себе и улучшению учебной успеваемости.
Объектом исследования является самооценка в юношеском возрасте.
Предметом исследования является взаимосвязь самооценки и успеваемости
студентов ВУЗа.
Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки и
успешности в обучении в юношеском возрасте.
Выборка. В исследовании участвовали 60 человек – 30 студентов ВУЗа в возрасте от 19 до 21 года и 30 учеников 10 класса, разделенных по половому признаку.
База исследования: Российский государственный профессионально-
педагогический университет РГППУ Екатеринбург, Лицей им. Г.Ф Атякшева
г. Югорск.
В исследовании были задействованы следующие методики:
1. «изучение общей самооценки» методика Г.Н. Казанцевой;
2. анкета «Вербальная диагностика самооценки личности»;
3. методика определения самооценки Дембо, Тамары Вульфовны и
Сусанны Яковлевны Рубинштейн;
4. анализ учебной документации.
В первую очередь было изучено, влияет ли самооценка в старшем подростковом возрасте на самооценку в юношеском возрасте. В результате корреляционного анализа представленного в приложении 2, можно сделать положительный вывод. Поступая в ВУЗ, на первый курс, юноши и девушки имеют тот же уровень самооценки, что и в школе. То есть, уровень самооценки в старшем подростковом возрасте влияет на уровень самооценки в юношеском возрасте.
После проведения диагностики и расчета корреляции была выявлена связь между уровнем самооценки и успешностью обучения, как у студентов, так и у старших подростков. Результаты можно изучить в приложении 6.
Это подтверждает гипотезу о том, что уровень самооценки взаимосвязан с успешностью обучения.
Теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации научно-теоретических знаний по проблеме взаимосвязи успеваемости и самооценки личности в юношеском возрасте.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы преподавателями, студентами-практикантами при исследовании успеваемости и самооценки студентов высших учебных заведений.
Далее под пунктом 2.4 вы можете ознакомиться с рекомендуемой программой тренинга на повышение самооценки юношей и девушек.
В основе тренинга лежат результаты исследования. Цель данного тренинга достигается с помощью последовательной реализации следующих задач:
1. Мотивация участников к работе в рамках тренинга.
2. Формирование навыков и знаний, необходимых для достижения более высокого уровня субъективного благополучия.
Тренинг состоит из блоков:
• вступительный блок;
• информационный блок;
• поведенческий блок;
• эмоциональный блок;
• личностный блок.
Самооценка в юношеском возрасте - оценка себя, своих возможностей стать специалистом, своих качеств и места среди других студентов. Осознание им своего отношения к обучению и своих успехов в овладении учебным материалом или видом учебной деятельности. Под влиянием самооценки в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка в юношеском возрасте может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.