ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Родиться и жить в полной семье очень важно, в семье, где есть мама и папа дедушки и бабушки. Семья - это защита, поддержка и безусловная любовь. Семьи не может быть без детей. В каждой семье рождение ребенка – одно из самых ожидаемых и радостных событий. Счастье будет продолжаться, пока ребенок счастлив и здоров. Совсем другое дело, когда спустя некоторое время устанавливается диагноз, и родители узнают, что ребенок вроде бы и не болен, но отклонения в его развитии есть и достаточно серьезные. Ситуация, когда родители узнают о наличии дефекта развития у ребенка, почти всегда является стрессовой для семьи. От этого никто не застрахован, к этому нельзя быть готовым, с этим трудно смериться и надо как то с этим жить. Родители растеряны, у них возникает чувство собственной неполноценности, они ощущают свою беспомощность и страх.
Так сложилось что, как правило, воспитанием детей в семье занимается мать. Это на ее хрупкие плечи ложится груз ответственности за ребенка, быт и, как не удивительно, отношения в семье. Как воспитывать особенного ребенка? Как не потерять в суете саму себя? Как сохранить отношения с мужем? Не «растерять» друзей и близкий круг общения? Матери, воспитывающие особенного ребенка, сталкиваются с большим количеством ежедневных забот, связанных с малышом, что приводит к постоянным физическим и моральным нагрузкам.
Семья, воспитывающая ребенка с расстройством аутистического спектра (далее «РАС»), сталкивается с множеством медицинских, экономических, социально-психологических проблем. Которые оказывают влияние на качество жизни семьи, как правило, в худшую сторону.
Актуальность: Семей, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра с каждым годом становиться все больше и главная проблема заключается в том, как родителям адаптироваться к особенностям своего ребенка. Как создать условия внутрисемейного быта и формирования особых моделей взаимодействия и воспитания «особенного» ребенка.
Гипотеза: Матери, воспитывающие ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, имеют особенности в семейных и родительско – детских отношениях, в отличие от матерей, воспитывающих здоровых, в психическом плане, детей.
Предмет исследования: Процессы формирования отношений матери к семейной жизни, в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: Отношение матери к семейной жизни.
Цель: Выявить особенности материнского отношения к семейной жизни и к родительско-детским взаимоотношениям, в семьях воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
· Выбрать и изучить литературу по выбранной проблеме
· Подобрать методы и методики для эмпирического исследования
· Подобрать контрольную и экспериментальную группы респондентов
· Провести эмпирическое исследование
· Анализировать полученные результаты
· Предоставить выводы по итогам проведенной работы
В первом разделе работы проведен анализ литературных источников на тему семьи, ее функций, стилей воспитания и ролях. Во второй главе рассмотрены особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (факторы влияния на отношения, а так же стили воспитания).
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В исследовании принимали участие 31 человек (матери) в возрасте от 23 до 40 лет, воспитывающие ребенка дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).
В первую (экспериментальную) группу вошли 15 матерей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра. Опрос проходили матери, чьи дети находятся под наблюдением специалистов в Детской психиатрической больнице № 5 (Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Индустрии 100а).
Вторая группа (контрольная) состояла из 16 матерей психически здоровых детей. Опрос проходили матери, чьи дети ходят в Детский сад № 14 (свердловская область, город Екатеринбург)
Группы респондентов уравнены по следующим признакам:
1. Возраст испытуемых от 23 до 40 лет.
2. Образование: 28 испытуемых имеют высшее образование, 3 человека – среднее - специальное
3. Семейное положение и вид семьи по наличию обоих родителей: все испытуемые находятся в законном браке и воспитывают детей в полных семьях.
4. Все испытуемые – матери, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Респондентам выдавались анкеты лично в руки или высалились по электронной почте. Заполненные мелодики испытуемые присылали обратно по электронной почте. Испытуемым необходимо было указать свой пол, возраст, образование, место работы, семейное положение, а также количество детей и их возраст.
Методы исследования
1. Методика PARI - опросник родительских установок (Е.С. Шефер и Р.К. Белл.).
Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. С помощью данной методики мы сможем выявить как родитель (мать) относятся к своему ребенку, к своей роли матери, к супругу. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения матери к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. (подробно видно на слайде)
2. Проективная методика «Рисунок семьи» (Л. Корман).
Методика предназначена для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью нее мы сможем выяснить: особенности внутрисемейных отношений, оценку восприятия семьи и оценку переживаний внутрисемейных отношений. Благодаря этой методике мы сможем увидеть, какое место занимает родитель (мать) в своей семье, по ее представлению, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. + результаты этой методики подтвердят надежность методики ПАРИ
Анализ результатов
Для выявления различий между семьями с детьми с РАС и семьями, воспитывающие, здоровых, в психическом плане, детей - был использован однофакторный дисперсионный анализ, где в качестве факторов выступали группы (семьи с ребенком с РАС и семьи, воспитывающие здоровых детей), а зависимой переменной – результаты по методике PARI.
Для интерпретации данных по методике «Рисунок семьи» был выбран анализ, основанный на системе интерпретации, разработанной Г.Т. Хоментаускасом. Наиболее характерные черты для обеих групп мы будем представлять в рисунках по ходу анализа методики PARI
ВЫВОДЫ
Эмпирическим исследованием было доказано, что матери, воспитывающие ребенка с РАС, по-другому воспринимают свою семью и относятся к ней по-другому: Матери ограничены интересами семьи, в связи с этим не удовлетворены своей ролью. Им приходится брать весь быт семьи на себя и тем самым занимать доминирующую позицию в семье, несмотря на это, они остаются зависимыми и несамостоятельными. Женщины не удовлетворены «безучастностью» своего мужа, отца ребенка. Им нужна от них большая заинтересованность семьей и включенность в дела семьи. Исходя из этого, конфликты в семьях с ребенком с РАС имеют высокий показатель.
Так же существуют особенности и в отношении матери к ребенку (исходя из результатов нашего исследования). Матери экспериментальной группы склонны к строгому, авторитарному стилю воспитания (Д. Эдлер), в отличие от матерей контрольной группы (демократичный стиль воспитания).
Поэтому матери ребенка с РАС подавляют агрессию, сексуальность, инициативу и волю ребенка. Для таких семей – уравнительные отношения между детьми и родителями неприемлемы. Так же, для матери аутичного ребенка характерно иметь излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком. В отличие, от матери здорового ребенка, они не вмешиваются во внутренний мир, но, тем не менее, стараются развивать активность своего ребенка.
Так сложилось что, как правило, воспитанием детей в семье занимается мать. Это на ее хрупкие плечи ложится груз ответственности за ребенка, быт и, как не удивительно, отношения в семье. Как воспитывать особенного ребенка? Как не потерять в суете саму себя? Как сохранить отношения с мужем? Не «растерять» друзей и близкий круг общения? Матери, воспитывающие особенного ребенка, сталкиваются с большим количеством ежедневных забот, связанных с малышом, что приводит к постоянным физическим и моральным нагрузкам.
Семья, воспитывающая ребенка с расстройством аутистического спектра (далее «РАС»), сталкивается с множеством медицинских, экономических, социально-психологических проблем. Которые оказывают влияние на качество жизни семьи, как правило, в худшую сторону.
Актуальность: Семей, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра с каждым годом становиться все больше и главная проблема заключается в том, как родителям адаптироваться к особенностям своего ребенка. Как создать условия внутрисемейного быта и формирования особых моделей взаимодействия и воспитания «особенного» ребенка.
Гипотеза: Матери, воспитывающие ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, имеют особенности в семейных и родительско – детских отношениях, в отличие от матерей, воспитывающих здоровых, в психическом плане, детей.
Предмет исследования: Процессы формирования отношений матери к семейной жизни, в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: Отношение матери к семейной жизни.
Цель: Выявить особенности материнского отношения к семейной жизни и к родительско-детским взаимоотношениям, в семьях воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
· Выбрать и изучить литературу по выбранной проблеме
· Подобрать методы и методики для эмпирического исследования
· Подобрать контрольную и экспериментальную группы респондентов
· Провести эмпирическое исследование
· Анализировать полученные результаты
· Предоставить выводы по итогам проведенной работы
В первом разделе работы проведен анализ литературных источников на тему семьи, ее функций, стилей воспитания и ролях. Во второй главе рассмотрены особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (факторы влияния на отношения, а так же стили воспитания).
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В исследовании принимали участие 31 человек (матери) в возрасте от 23 до 40 лет, воспитывающие ребенка дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).
В первую (экспериментальную) группу вошли 15 матерей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра. Опрос проходили матери, чьи дети находятся под наблюдением специалистов в Детской психиатрической больнице № 5 (Свердловская область, город Екатеринбург, ул. Индустрии 100а).
Вторая группа (контрольная) состояла из 16 матерей психически здоровых детей. Опрос проходили матери, чьи дети ходят в Детский сад № 14 (свердловская область, город Екатеринбург)
Группы респондентов уравнены по следующим признакам:
1. Возраст испытуемых от 23 до 40 лет.
2. Образование: 28 испытуемых имеют высшее образование, 3 человека – среднее - специальное
3. Семейное положение и вид семьи по наличию обоих родителей: все испытуемые находятся в законном браке и воспитывают детей в полных семьях.
4. Все испытуемые – матери, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Респондентам выдавались анкеты лично в руки или высалились по электронной почте. Заполненные мелодики испытуемые присылали обратно по электронной почте. Испытуемым необходимо было указать свой пол, возраст, образование, место работы, семейное положение, а также количество детей и их возраст.
Методы исследования
1. Методика PARI - опросник родительских установок (Е.С. Шефер и Р.К. Белл.).
Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. С помощью данной методики мы сможем выявить как родитель (мать) относятся к своему ребенку, к своей роли матери, к супругу. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения матери к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. (подробно видно на слайде)
2. Проективная методика «Рисунок семьи» (Л. Корман).
Методика предназначена для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью нее мы сможем выяснить: особенности внутрисемейных отношений, оценку восприятия семьи и оценку переживаний внутрисемейных отношений. Благодаря этой методике мы сможем увидеть, какое место занимает родитель (мать) в своей семье, по ее представлению, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. + результаты этой методики подтвердят надежность методики ПАРИ
Анализ результатов
Для выявления различий между семьями с детьми с РАС и семьями, воспитывающие, здоровых, в психическом плане, детей - был использован однофакторный дисперсионный анализ, где в качестве факторов выступали группы (семьи с ребенком с РАС и семьи, воспитывающие здоровых детей), а зависимой переменной – результаты по методике PARI.
Для интерпретации данных по методике «Рисунок семьи» был выбран анализ, основанный на системе интерпретации, разработанной Г.Т. Хоментаускасом. Наиболее характерные черты для обеих групп мы будем представлять в рисунках по ходу анализа методики PARI
ВЫВОДЫ
Эмпирическим исследованием было доказано, что матери, воспитывающие ребенка с РАС, по-другому воспринимают свою семью и относятся к ней по-другому: Матери ограничены интересами семьи, в связи с этим не удовлетворены своей ролью. Им приходится брать весь быт семьи на себя и тем самым занимать доминирующую позицию в семье, несмотря на это, они остаются зависимыми и несамостоятельными. Женщины не удовлетворены «безучастностью» своего мужа, отца ребенка. Им нужна от них большая заинтересованность семьей и включенность в дела семьи. Исходя из этого, конфликты в семьях с ребенком с РАС имеют высокий показатель.
Так же существуют особенности и в отношении матери к ребенку (исходя из результатов нашего исследования). Матери экспериментальной группы склонны к строгому, авторитарному стилю воспитания (Д. Эдлер), в отличие от матерей контрольной группы (демократичный стиль воспитания).
Поэтому матери ребенка с РАС подавляют агрессию, сексуальность, инициативу и волю ребенка. Для таких семей – уравнительные отношения между детьми и родителями неприемлемы. Так же, для матери аутичного ребенка характерно иметь излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком. В отличие, от матери здорового ребенка, они не вмешиваются во внутренний мир, но, тем не менее, стараются развивать активность своего ребенка.