РАЗЛИЧИЕ В НЕЙРОКОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ У НЕДОНОШЕННЫХ И ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Недоношенность у детей является одной из актуальных проблем во всем мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (2012), каждый год преждевременно рождается около 15 млн. детей – это более 10% всех детей, рожденных в странах мира. В России, по данным на 2016 год, эта цифра составляет 4,2%. Этих детей относят в группу риска, поскольку преждевременное рождение рассматривается как биологический фактор возможных нарушений развития. Осложнения в результате преждевременных родов являются основной причиной смерти детей в возрасте до пяти лет.
Цель исследования: выявить различие в нейрокогнитивном развитии у недоношенных и доношенных детей раннего возраста.
Объект: нейрокогнитивное развитие недоношенных детей.
Предмет: различие в нейрокогнитивном развитии у недоношенных детей.
Гипотеза исследования: у недоношенных детей наблюдается избирательное отставание в развитии нейрокогнитивных функций.
Задачи:
1. Рассмотреть основные принципы нейрокогнитивного развития и его особенности в раннем возрасте.
2. Проанализировать понятие недоношенности и ее влияние на нейрокогнитивное развитие ребенка.
3. Рассмотреть влияние детско-родительского взаимодействия на нейрокогнитивное развитие ребенка.
4. Набрать выборку детей для контрольной и экспериментальной группы.
5. Провести обследование нейрокогнитивного развития детей из контрольной и экспериментальной группы.
6. Провести анализ различий в нейрокогнитивном развитии у недоношенных и доношенных детей.
7. Выявить связь между детско-родительским взаимодействием и нейрокогнитивным развитием у детей раннего возраста.
В работе была использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, эмпирические методы (инструментальное наблюдение посредством видеосъёмки, тестирование). Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования: Исследование проходило на базе Лаборатории Мозга и Нейрокогнитивного развития при Уральском Федеральном Университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В работе были использованы следующие методики: «Шкалы развития Н. Бэйли» в третий редакции (Bayley Scales of Infant Development, BSID III), кодирование видеонаблюдения (Dyadic Parent-child interaction coding system, PCI) с помощью Шкалы «Оценка социального взаимодействия» (Social
interaction rating Scale, SIRS), опросник по уходу за ребенком (Psychometric Properties of the Parent-Infant Caregiving Touch Scale).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе анализа полученных данных:
1. Выявлены достоверные различия в уровне развития когнитивных функций при сравнении экспериментальной и контрольной группы в возрасте 5 месяцев. В возрасте 10 месяцев различий выявлено не было.
2. Выявлены достоверные различия в уровне развития рецептивной коммуникации при сравнении доношенных и недоношенных детей в возрасте 5 и 10 месяцев.
3. Достоверных различий в уровне развития экспрессивной коммуникации выявлено не было.
4. Выявлены различия в уровне развития мелкой и крупной моторики, при этом у испытуемых в возрасте 5 месяцев были выявлены различия только в уровне развития крупной моторики, а у испытуемых в возрасте 10 месяцев только в уровне развития мелкой моторики.
5. При сравнительном анализе уровня развития нейрокогнитивных функций по 5 шкалам методики «Шкалы развития Н. Бэйли» у доношенных и недоношенных детей в возрасте 14 месяцев достоверных различий выявлено не было.
6. Было выявлено наличие связи между уровнем развития мелкой моторики и поведением родителя с характеристиками «Директивность» и «Отзывчивость» у доношенных детей, наличие такой связи у недоношенных детей выявлено не было.
7. Было выявлено наличие связи между уровнем развития общей моторики и поведением родителя «Отзывчивость» у доношенных детей, у недоношенных наличие данной связи не выявлено.
8. В контрольной и экспериментальной группы не было выявлено наличия достоверной связи между детско-родительским взаимодействием, для оценки которого использовался опросник родителя по уходу за ребенком, и развитием нейрокогнитивных функций по 5 шкалам методики Н. Бэйли.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: у недоношенных детей наблюдается избирательное отставание в развитии нейрокогнитивных функций. Более того, в результате исследования было выявлено, что у недоношенных детей скорость нейрокогнитивного развития различна в разные возрастные периоды.
Цель исследования: выявить различие в нейрокогнитивном развитии у недоношенных и доношенных детей раннего возраста.
Объект: нейрокогнитивное развитие недоношенных детей.
Предмет: различие в нейрокогнитивном развитии у недоношенных детей.
Гипотеза исследования: у недоношенных детей наблюдается избирательное отставание в развитии нейрокогнитивных функций.
Задачи:
1. Рассмотреть основные принципы нейрокогнитивного развития и его особенности в раннем возрасте.
2. Проанализировать понятие недоношенности и ее влияние на нейрокогнитивное развитие ребенка.
3. Рассмотреть влияние детско-родительского взаимодействия на нейрокогнитивное развитие ребенка.
4. Набрать выборку детей для контрольной и экспериментальной группы.
5. Провести обследование нейрокогнитивного развития детей из контрольной и экспериментальной группы.
6. Провести анализ различий в нейрокогнитивном развитии у недоношенных и доношенных детей.
7. Выявить связь между детско-родительским взаимодействием и нейрокогнитивным развитием у детей раннего возраста.
В работе была использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, эмпирические методы (инструментальное наблюдение посредством видеосъёмки, тестирование). Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования: Исследование проходило на базе Лаборатории Мозга и Нейрокогнитивного развития при Уральском Федеральном Университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В работе были использованы следующие методики: «Шкалы развития Н. Бэйли» в третий редакции (Bayley Scales of Infant Development, BSID III), кодирование видеонаблюдения (Dyadic Parent-child interaction coding system, PCI) с помощью Шкалы «Оценка социального взаимодействия» (Social
interaction rating Scale, SIRS), опросник по уходу за ребенком (Psychometric Properties of the Parent-Infant Caregiving Touch Scale).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе анализа полученных данных:
1. Выявлены достоверные различия в уровне развития когнитивных функций при сравнении экспериментальной и контрольной группы в возрасте 5 месяцев. В возрасте 10 месяцев различий выявлено не было.
2. Выявлены достоверные различия в уровне развития рецептивной коммуникации при сравнении доношенных и недоношенных детей в возрасте 5 и 10 месяцев.
3. Достоверных различий в уровне развития экспрессивной коммуникации выявлено не было.
4. Выявлены различия в уровне развития мелкой и крупной моторики, при этом у испытуемых в возрасте 5 месяцев были выявлены различия только в уровне развития крупной моторики, а у испытуемых в возрасте 10 месяцев только в уровне развития мелкой моторики.
5. При сравнительном анализе уровня развития нейрокогнитивных функций по 5 шкалам методики «Шкалы развития Н. Бэйли» у доношенных и недоношенных детей в возрасте 14 месяцев достоверных различий выявлено не было.
6. Было выявлено наличие связи между уровнем развития мелкой моторики и поведением родителя с характеристиками «Директивность» и «Отзывчивость» у доношенных детей, наличие такой связи у недоношенных детей выявлено не было.
7. Было выявлено наличие связи между уровнем развития общей моторики и поведением родителя «Отзывчивость» у доношенных детей, у недоношенных наличие данной связи не выявлено.
8. В контрольной и экспериментальной группы не было выявлено наличия достоверной связи между детско-родительским взаимодействием, для оценки которого использовался опросник родителя по уходу за ребенком, и развитием нейрокогнитивных функций по 5 шкалам методики Н. Бэйли.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: у недоношенных детей наблюдается избирательное отставание в развитии нейрокогнитивных функций. Более того, в результате исследования было выявлено, что у недоношенных детей скорость нейрокогнитивного развития различна в разные возрастные периоды.