Связь поведения в конфликтной ситуации с уровнем развития социального интеллекта у студентов с инвалидностью

Сорокина Мария Алексеевна

Аннотация


Инклюзия в высших учебных заведениях обучающихся инвалидов требует взаимной адаптации всех сторон образовательного процесса. Поступая на учебу в вуз, молодые люди с инвалидностью имеют свой специфический индивидуальный социальный опыт, отличающийся от остальных сверстников, зачастую они во многом дезадаптированы, и это является препятствием для успешного и полноценного освоения ими необходимых компетенций наравне с другими студентами.
Актуальность заявленной темы, на наш взгляд, заключается в насущной потребности системного рассмотрения такой интегральной характеристики как стиль поведения в конфликте, рассматриваемой в психологической теории зачастую вне контекста разведения биологических и приобретаемых в процессе социального взаимодействия качеств.
Выборка составила 62 студента с инвалидностью.
Используемые методики: Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса., экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.
Выявлены характерные стратегии поведения и присущий им уровень развития социального интеллекта. Выявлены положительные корреляции каждой стратегии с типами фрустрирующих реакций. Выяснено, какой тип
реакции характерен для того или иного фактора социального интеллекта и
уровня его развития.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации зависят не только от
личностных психологических особенностей. По мере приобретения
социального интеллекта ситуативные реакции импульсивного характера
заменяются типичными продуктивными стратегиями поведения в конфликте.
Наличие более или менее разнообразных ситуативных реакций в сочетании с малопродуктивными стратегиями поведения в конфликтной ситуации
является показателем низкого уровня развития социального интеллекта.