Влияние занятий спортом на нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста
Аннотация
В настоящее время очень популярны различные школы дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Школы фигурного катания являются одним из видов популярного дополнительного образования. Родители отдают детей в этот вид спорта не только для того, чтобы ребенок стал «чемпионом», для развития у него физических функций и для улучшения здоровья. Но у многих не возникает мысль о том, что данный вид спорта может влиять и на развитие нейрокогнитивных функций. Исходя из этого, возникает повышенный интерес к влиянию фигурного катания на нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Цель:
Выявление влияния занятий фигурным катанием на развитие нейрокогнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Задачи дипломной работы:
1. Анализ литературы с целью ознакомления с онтогенезом развития нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста, с развитием мозговых механизмов и с влиянием занятий фигурным катанием на развитие психических функций.
2. Освоение нейропсихологической диагностики.
3. Проведение нейропсихологической диагностики «Чебурашка» на двух группах испытуемых (дети, не занимающиеся спортом, дети, занимающиеся в секции фигурного катания на коньках).
4. Сравнение полученных результатов по нейропсихологической диагностике двух групп (дети, занимающиеся фигурным катанием на коньках, и дети, не занимающиеся спортом).
5. Выявить влияние занятий фигурным катанием на коньках на развитие
детей дошкольного возраста, выявить различия уровня развития
испытуемых, составить отчет.
Объект:
Нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет:
Влияние занятий фигурным катанием на нейрокогнитивное развитие детей
дошкольного возраста.
Гипотеза:
Занятия фигурным катанием на коньках являются фактором развития
нейрокогнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Методика исследования: нейропсихологическая диагностическая методика
«Чебурашка», разработана на кафедре клинической психологии и
психофизиологии под руководством С.Ю. Киселева. Методика основана на
пробах Луриевского подхода и пробах западной методики NEPSY. Методика
«Чебурашка» это компьютерная нейропсихологическая диагностика в виде
игры.
Для экспериментального исследования были сформированы две
выборки. Контрольная и экспериментальная. Всего в исследовании приняли
участие 27 детей в возрасте 5 – 6 лет. Экспериментальная выборка состоит из
детей с типичным развитием, которые занимаются в секции фигурного
катания на коньках в течение одного года. Всего в выборке 12 человек.
Контрольная выборка состоит из детей с типичным развитием, которые не
занимаются спортом. Всего в выборке 15 человек. Данная выборка
составлена из детей, посещающих детский сад №524.
Работа состоит из семидесяти страниц, которые включают в себя:
титульный лист, содержание, введение (стр. 4), три главы (стр. 7-58),
заключение (стр. 59), список использованной литературы (стр. 63-66) и пять
приложений (стр. 67-70).
Первая глава посвящена теоретическому анализу нейрокогнитивного
развития детей дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена теоретическому раскрытию влияния занятий
спортом на нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Третья глава посвящена экспериментальному исследованию влияния
фигурного катания на развитие нейрокогнитивных функций детей
дошкольного возраста
Цель:
Выявление влияния занятий фигурным катанием на развитие нейрокогнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Задачи дипломной работы:
1. Анализ литературы с целью ознакомления с онтогенезом развития нейрокогнитивных функций детей дошкольного возраста, с развитием мозговых механизмов и с влиянием занятий фигурным катанием на развитие психических функций.
2. Освоение нейропсихологической диагностики.
3. Проведение нейропсихологической диагностики «Чебурашка» на двух группах испытуемых (дети, не занимающиеся спортом, дети, занимающиеся в секции фигурного катания на коньках).
4. Сравнение полученных результатов по нейропсихологической диагностике двух групп (дети, занимающиеся фигурным катанием на коньках, и дети, не занимающиеся спортом).
5. Выявить влияние занятий фигурным катанием на коньках на развитие
детей дошкольного возраста, выявить различия уровня развития
испытуемых, составить отчет.
Объект:
Нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет:
Влияние занятий фигурным катанием на нейрокогнитивное развитие детей
дошкольного возраста.
Гипотеза:
Занятия фигурным катанием на коньках являются фактором развития
нейрокогнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Методика исследования: нейропсихологическая диагностическая методика
«Чебурашка», разработана на кафедре клинической психологии и
психофизиологии под руководством С.Ю. Киселева. Методика основана на
пробах Луриевского подхода и пробах западной методики NEPSY. Методика
«Чебурашка» это компьютерная нейропсихологическая диагностика в виде
игры.
Для экспериментального исследования были сформированы две
выборки. Контрольная и экспериментальная. Всего в исследовании приняли
участие 27 детей в возрасте 5 – 6 лет. Экспериментальная выборка состоит из
детей с типичным развитием, которые занимаются в секции фигурного
катания на коньках в течение одного года. Всего в выборке 12 человек.
Контрольная выборка состоит из детей с типичным развитием, которые не
занимаются спортом. Всего в выборке 15 человек. Данная выборка
составлена из детей, посещающих детский сад №524.
Работа состоит из семидесяти страниц, которые включают в себя:
титульный лист, содержание, введение (стр. 4), три главы (стр. 7-58),
заключение (стр. 59), список использованной литературы (стр. 63-66) и пять
приложений (стр. 67-70).
Первая глава посвящена теоретическому анализу нейрокогнитивного
развития детей дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена теоретическому раскрытию влияния занятий
спортом на нейрокогнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Третья глава посвящена экспериментальному исследованию влияния
фигурного катания на развитие нейрокогнитивных функций детей
дошкольного возраста