ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА
Аннотация
На проблему агрессии в школе акцентировано особое внимание, так как с каждым годом мы чаще наблюдаем агрессивное поведение среди подростков. Наиболее часто агрессивное поведение проявляется в ситуации буллинга т.к. это явление, которое направлено на «уничтожение» других.
Наиболее болезненно ситуацию буллинга могут переживать подростки. Подростковый период можно назвать критическим периодом в жизни каждого человека. В это время подросток меняет свое психическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В рамках нашей работы была проанализирована тематическая литература по изучаемому вопросу, это позволило нам раскрыть ключевые характеристики самого феномена буллинга, опираясь на работы отечественных и зарубежных исследователей.
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1) Parada, R. H (2000), Adolescent Peer Relations Instrument (Методика подростковых взаимоотношений со сверстниками);
2) Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка;
3) Метод портретных выборов Сонди в модификации Л.Н. Собчик.
Исследование по выявлению особенностей буллинга в подростковом возрасте проводилось на базе образовательного учреждения Екатеринбургского лицея №109. В исследовании приняли участие 40 учащихся 7-х классов, 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 12-13 лет.
По результатам нашего корреляционного анализа, мы определили какими стратегиями поведения может обладать каждый участник буллинга. Нами были выделены группы потенциальных участников буллинга в подростковой среде, которые, по критерию участия в моделируемой ситуации буллинга были разделены на потенциальных жертв и потенциальных агрессоров. Затем это позволило нам изучить их личностные особенности и выявить взаимосвязь.
В эмпирической части при изучении уровня таких личностных характеристик как тревожность, агрессия, фрустрация мы установили различия у потенциальных жертв и потенциальных агрессоров. Шкала тревожности и фрустрации имеют высокие показатели у потенциальных жертв, а шкала агрессии и физической травли имеют высокие показатели у группы потенциальных агрессоров. Анализ личностных особенностей позволил увидеть различия у потенциальных агрессоров и жертв. У потенциальных агрессоров проявились такие качества как: поиск объекта, перенос своей энергии на что-то другое, тенденция к агрессии, садизму, накоплению грубых аффектов (гнев, ярость), поиски признания, неустойчивость, стремление противится всякому изменению. У потенциальных жертв проявились такие качества как: пылкая эмоциональность, обращенная на себя агрессия в виде самопожертвования и суицидальных тенденций, проявление терпимости, сочувствию, самомаскировка в виде бегства от реальности в мир фантазий, интроверсия, стремление к изоляции и отказа от своего образа Я, осторожность и недоверчивость, поиск объекта, избавление от коммуникационных связей.
По полученным результатам мы видим, что у потенциальных жертв и агрессоров схожие тенденции к поиску объекта, безусловно, этот фактор будет поддерживаться, но в то же время у потенциальных агрессоров высокая тенденция к агрессии, а у жертв к интроверсии, бегство в мир фантазий и т.д. Следовательно, субъект, обладающий характерными для преследователя чертами личности, не обязательно станет заниматься травлей, однако, если рядом окажется потенциальная жертва, то вероятность такого развития событий существенно возрастает.
Наиболее болезненно ситуацию буллинга могут переживать подростки. Подростковый период можно назвать критическим периодом в жизни каждого человека. В это время подросток меняет свое психическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В рамках нашей работы была проанализирована тематическая литература по изучаемому вопросу, это позволило нам раскрыть ключевые характеристики самого феномена буллинга, опираясь на работы отечественных и зарубежных исследователей.
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1) Parada, R. H (2000), Adolescent Peer Relations Instrument (Методика подростковых взаимоотношений со сверстниками);
2) Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка;
3) Метод портретных выборов Сонди в модификации Л.Н. Собчик.
Исследование по выявлению особенностей буллинга в подростковом возрасте проводилось на базе образовательного учреждения Екатеринбургского лицея №109. В исследовании приняли участие 40 учащихся 7-х классов, 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 12-13 лет.
По результатам нашего корреляционного анализа, мы определили какими стратегиями поведения может обладать каждый участник буллинга. Нами были выделены группы потенциальных участников буллинга в подростковой среде, которые, по критерию участия в моделируемой ситуации буллинга были разделены на потенциальных жертв и потенциальных агрессоров. Затем это позволило нам изучить их личностные особенности и выявить взаимосвязь.
В эмпирической части при изучении уровня таких личностных характеристик как тревожность, агрессия, фрустрация мы установили различия у потенциальных жертв и потенциальных агрессоров. Шкала тревожности и фрустрации имеют высокие показатели у потенциальных жертв, а шкала агрессии и физической травли имеют высокие показатели у группы потенциальных агрессоров. Анализ личностных особенностей позволил увидеть различия у потенциальных агрессоров и жертв. У потенциальных агрессоров проявились такие качества как: поиск объекта, перенос своей энергии на что-то другое, тенденция к агрессии, садизму, накоплению грубых аффектов (гнев, ярость), поиски признания, неустойчивость, стремление противится всякому изменению. У потенциальных жертв проявились такие качества как: пылкая эмоциональность, обращенная на себя агрессия в виде самопожертвования и суицидальных тенденций, проявление терпимости, сочувствию, самомаскировка в виде бегства от реальности в мир фантазий, интроверсия, стремление к изоляции и отказа от своего образа Я, осторожность и недоверчивость, поиск объекта, избавление от коммуникационных связей.
По полученным результатам мы видим, что у потенциальных жертв и агрессоров схожие тенденции к поиску объекта, безусловно, этот фактор будет поддерживаться, но в то же время у потенциальных агрессоров высокая тенденция к агрессии, а у жертв к интроверсии, бегство в мир фантазий и т.д. Следовательно, субъект, обладающий характерными для преследователя чертами личности, не обязательно станет заниматься травлей, однако, если рядом окажется потенциальная жертва, то вероятность такого развития событий существенно возрастает.