ИССЛЕДОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ЭЭГ АСИММЕТРИИ У ДОНОШЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ
Аннотация
Привычная парадигма использования методов объективного исследования ЦНС, в частности инструментальных, показывает высокую значимость в уточнении анатомо-функционального состояния ЦНС в данный момент времени и, далеко не всегда могут служить 4 основой для прогностических выводов дальнейшего развития обследуемых («испытуемых»).
Выше обозначенное послужило поводом для поиска «промежуточных» устойчивых характеристик ЦНС, способных выступать с одной стороны в качестве объективного маркера функциональной активности головного мозга в ограниченный момент времени, с другой стороны – в качестве устойчивого показателя, характеризующего психолого-поведенческие особенности детей первых месяцев и лет жизни.
Вариантом такого маркера является специфический расчетный показатель ЭЭГ - паттерн «фронтальной-ЭЭГ-асимметрии» (Frontal EEG asymmetry или FEA). Определяемый как показатель, связанный с эмоционально-волевыми характеристиками индивидуума, и способный отражать тип его (индивидуума) поведения в определенных условиях.
Проблема исследования: Увеличение числа детей, рожденных недоношенными
Гипотеза: Недоношенные дети имеют более выраженный правый тип асимметрии по сравнению с детьми, родившимися в срок.
Актуальность: Использование объективного маркера для изучения функциональной активности головного мозга, психологических и поведенческих особенности детей, начиная с первых месяцев жизни.
Практическая значимость: построения последующей коррекционной работы с учетом полученных данных.
Предмет исследования: паттерн FEA.
Объект исследования: разница показателей паттерна FEA у доношенных и недоношенных детей.
Методы исследования: Электроэнцефалография.
Цель: Выявить разницу показателей фронтальной ЭЭГ асимметрии у доношенных и недоношенных детей.
Задачи:
1. Анализ литературу по выбранной теме
2. Подбор методов для эмпирического исследования
3. Подбор контрольной и экспериментальной группы испытуемых
4. Проведение эмпирического исследования
5. Анализ полученных данных
6. Подведение выводов
Статистически значимые различия были выявлены в группе возрастного среза 5 месяцев по параметру фронтальной ЭЭГ асимметрии.
Один из анатомических субстратов, участвующих в формировании паттерна FEA являются миндалевидные тела, которые играют одну из ключевых ролей в формировании эмоций .
Относительный объем правого миндалевидного тела у недоношенных в среднем больше, несмотря на общий меньший объемом миндалевидных телах, что может определять относительно более высокий уровень активации фронтальных областей правого полушария у недоношенных по сравнению с доношенными младенцами, что соответствует полученным результатам в возрастном срезе 5 месяцев.
В возрасте 10 месяцев статистически значимых различий в группах не выявлено.
B ряде исследований показано, что у доношенных младенцев мужского пола превалирует правый тип FEA. Это связывается с анатомическими особенностями отдельных структур головного мозга, в частности большим размером миндалевидных тел.
Выше обозначенное послужило поводом для поиска «промежуточных» устойчивых характеристик ЦНС, способных выступать с одной стороны в качестве объективного маркера функциональной активности головного мозга в ограниченный момент времени, с другой стороны – в качестве устойчивого показателя, характеризующего психолого-поведенческие особенности детей первых месяцев и лет жизни.
Вариантом такого маркера является специфический расчетный показатель ЭЭГ - паттерн «фронтальной-ЭЭГ-асимметрии» (Frontal EEG asymmetry или FEA). Определяемый как показатель, связанный с эмоционально-волевыми характеристиками индивидуума, и способный отражать тип его (индивидуума) поведения в определенных условиях.
Проблема исследования: Увеличение числа детей, рожденных недоношенными
Гипотеза: Недоношенные дети имеют более выраженный правый тип асимметрии по сравнению с детьми, родившимися в срок.
Актуальность: Использование объективного маркера для изучения функциональной активности головного мозга, психологических и поведенческих особенности детей, начиная с первых месяцев жизни.
Практическая значимость: построения последующей коррекционной работы с учетом полученных данных.
Предмет исследования: паттерн FEA.
Объект исследования: разница показателей паттерна FEA у доношенных и недоношенных детей.
Методы исследования: Электроэнцефалография.
Цель: Выявить разницу показателей фронтальной ЭЭГ асимметрии у доношенных и недоношенных детей.
Задачи:
1. Анализ литературу по выбранной теме
2. Подбор методов для эмпирического исследования
3. Подбор контрольной и экспериментальной группы испытуемых
4. Проведение эмпирического исследования
5. Анализ полученных данных
6. Подведение выводов
Статистически значимые различия были выявлены в группе возрастного среза 5 месяцев по параметру фронтальной ЭЭГ асимметрии.
Один из анатомических субстратов, участвующих в формировании паттерна FEA являются миндалевидные тела, которые играют одну из ключевых ролей в формировании эмоций .
Относительный объем правого миндалевидного тела у недоношенных в среднем больше, несмотря на общий меньший объемом миндалевидных телах, что может определять относительно более высокий уровень активации фронтальных областей правого полушария у недоношенных по сравнению с доношенными младенцами, что соответствует полученным результатам в возрастном срезе 5 месяцев.
В возрасте 10 месяцев статистически значимых различий в группах не выявлено.
B ряде исследований показано, что у доношенных младенцев мужского пола превалирует правый тип FEA. Это связывается с анатомическими особенностями отдельных структур головного мозга, в частности большим размером миндалевидных тел.