Age-related differences in neurocognitive abilities in preschool children / Возрастные различия в нейрокогнитивных способностях у детей дошкольного возраста
Аннотация
В течение первых шести лет жизни происходит интенсивное развитие мозга и когнитивных функций ребенка. Целью данного исследования является выявление возрастных различий в уровне сформированности основных когнитивных функций у детей 5 и 6 лет. Для оценки состояния когнитивных функций была использована компьютерная методика комплексного нейропсихологического обследования детей, разработанная на кафедре психофизиологии и психофизики Уральского государственного университета под руководством С.Ю. Киселева. Методика была специально разработана для изучения когнитивного развития детей дошкольного возраста. Он позволяет оценить у детей уровень сформированности (1) регуляции и контроля, (2) памяти и обучения, (3) зрительно-пространственных функций, (4) речевых и (5) сенсомоторных функций. Исследование проведено на выборке детей старшей и подготовительной групп детского сада № 13 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 61 ребенок в возрасте от 5 до 6 лет, в том числе 31 ребенок в возрасте 5 лет и 30 детей в возрасте 6 лет. Полученные результаты позволяют предположить, что в период от 5 до 6 лет наиболее интенсивное развитие происходит у зрительно-пространственных функций, а также функций произвольной регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.