Взаимосвязь профессиональной и учебной мотивации у студентов-психологов
Аннотация
Актуальность темы исследования. Тема мотивации у обучающихся психологии - одно из довольно злободневных. Стимуляция мотивации к обучению, несомненно, главный вопрос актуального образования. Эта тема напрямую пересекается с формированием представления о своём будущем обучающихся, планированием задач развития когнитивного функционирования и способов автономного наращивания знаний, а также изменением содержания хода учебной деятельности.
Выработка мотивации - это жизненно важная часть развития индивидуума. Текущее образование определяет себе задачу ориентированности на праксис и высокую гибкость, поэтому эта основополагающая часть – изучение мотивационного аспекта в образовании и к профессиональной активности. При ранней зрелости учебная, а потом и профессиональная активность является центральной темой это возрастастного периода. Прежде всего, из-за этого важно понять, что именно детерминирует активность студента-психолога в этих линиях его развития, а также, являются ли эти факторы одними и теми же. Это также насущно, так как, большинство студентов-психологов посещают пары с уже сформированной мотивацией к обучению, но, к сожалению, в течение всего периода обучения, как правило, отмечается спад интереса к учебе, что очень показательно еще на границе 2-го - 3-го курса.
Обучающиеся начинают прогуливать лекции, авторитет преподавателей падает в их глазах. Спад мотивации к учебе имеет различную этиологию: как правило, они усиливаются ложной мотивацией. Поэтому очень важно помочь в создании верной мотивации с самого начала и подкреплять ее в процессе всей учебы на бакалавриате, а также и далее. Этим и оправдана актуальность нашего исследования.
Исследованию выработки мотивации к усвоению психологических и психотерапевтических компетенций уделяли внимание следующие исследователи: Л.И. Божович [7], В.И. Василевский [23], Р.А. Жданова [16], B.C. Ильин [23], А.К. Маркова [36], Г.И. Щукина [35] и т. д. Трудности изучения связаны с прослеживанием связи между выработкой мотивов активности в обучении и профессиональной работе. Ввиду названной задачи, мы определяем тему исследования как: «Взаимосвязь профессиональной и учебной мотивации у студентов-психологов».
Гипотеза: имеется прямая взаимосвязь между профессиональной и учебной мотивацией;
Объект исследования: мотивационная сфера студентов-психологов.
Предмет исследования: взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов.
Актуальность темы позволила определить цель работы – провести исследование взаимосвязи учебной и профессиональной мотивации у студентов-психологов.
Цель работы дифференцирована в следующем перечне задач:
• Проанализировать ряд психологических профессиональных подходов к изучению мотивации.
• Подобрать методики отвечающие цели исследования.
• Провести эмпирическое исследование мотивационной сферы студентов психологов.
• Провести математическую обработку результатов исследования.
• Представить количественные результаты в виде статистики.
• Произвести качественный анализ результатов математической статистики.
• Сформулировать заключительные тезисы по результатам проведения исследования.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: опросный метод.
База исследования: психологические факультеты всех курсов бакалавриата и магистратуры УрФУ и УрГПУ;
Выработка мотивации - это жизненно важная часть развития индивидуума. Текущее образование определяет себе задачу ориентированности на праксис и высокую гибкость, поэтому эта основополагающая часть – изучение мотивационного аспекта в образовании и к профессиональной активности. При ранней зрелости учебная, а потом и профессиональная активность является центральной темой это возрастастного периода. Прежде всего, из-за этого важно понять, что именно детерминирует активность студента-психолога в этих линиях его развития, а также, являются ли эти факторы одними и теми же. Это также насущно, так как, большинство студентов-психологов посещают пары с уже сформированной мотивацией к обучению, но, к сожалению, в течение всего периода обучения, как правило, отмечается спад интереса к учебе, что очень показательно еще на границе 2-го - 3-го курса.
Обучающиеся начинают прогуливать лекции, авторитет преподавателей падает в их глазах. Спад мотивации к учебе имеет различную этиологию: как правило, они усиливаются ложной мотивацией. Поэтому очень важно помочь в создании верной мотивации с самого начала и подкреплять ее в процессе всей учебы на бакалавриате, а также и далее. Этим и оправдана актуальность нашего исследования.
Исследованию выработки мотивации к усвоению психологических и психотерапевтических компетенций уделяли внимание следующие исследователи: Л.И. Божович [7], В.И. Василевский [23], Р.А. Жданова [16], B.C. Ильин [23], А.К. Маркова [36], Г.И. Щукина [35] и т. д. Трудности изучения связаны с прослеживанием связи между выработкой мотивов активности в обучении и профессиональной работе. Ввиду названной задачи, мы определяем тему исследования как: «Взаимосвязь профессиональной и учебной мотивации у студентов-психологов».
Гипотеза: имеется прямая взаимосвязь между профессиональной и учебной мотивацией;
Объект исследования: мотивационная сфера студентов-психологов.
Предмет исследования: взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов.
Актуальность темы позволила определить цель работы – провести исследование взаимосвязи учебной и профессиональной мотивации у студентов-психологов.
Цель работы дифференцирована в следующем перечне задач:
• Проанализировать ряд психологических профессиональных подходов к изучению мотивации.
• Подобрать методики отвечающие цели исследования.
• Провести эмпирическое исследование мотивационной сферы студентов психологов.
• Провести математическую обработку результатов исследования.
• Представить количественные результаты в виде статистики.
• Произвести качественный анализ результатов математической статистики.
• Сформулировать заключительные тезисы по результатам проведения исследования.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: опросный метод.
База исследования: психологические факультеты всех курсов бакалавриата и магистратуры УрФУ и УрГПУ;