Исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов
Аннотация
Магистерская диссертация посвящена изучению взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов. Объект исследования – субъективное переживание одиночества и акцентуации характера у студентов. Предметом исследования стала взаимосвязь субъективного переживания одиночества с акцентуациями характера у студентов.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (81 источник) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик. Объем магистерской диссертации – 107 страниц, на которых размещены 6 рисунков и 15 таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы и указываются методики исследования.
Первая глава посвящена анализу одиночества как социально-психологического явления. Представлены разделы, посвященные понятию, основным подходам к изучению и типам одиночества. Выводы по первой главе представляют собой итоги по изучению одиночества как социально-психологической проблемы.
Вторая глава включает в себя теоретический анализ акцентуированного типа характера. Разделы главы включают в себя теоретический анализ феномена и типы акцентуаций характера, а также обоснование гипотез – взаимосвязь переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов. Было отмечено, что акцентуации характера могут приводить к дезадаптации человека в определенных условиях жизни и окружающей среды. Одним из проявлений такой дезадаптации может быть ситуация одиночества – как следствие дисгармоничного проявления определенных черт личности, а также нестандартного поведения при взаимодействии с другими людьми и общении. Исходя из этого, была выдвинута гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и характеристиками переживания одиночества у студентов. Выводы по второй главе отражают итоги теоретического анализа акцентуаций характера.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого отражены в третьей главе. Там же представлено описание организации и методов проведенного исследования и результатов, полученных по всем использованным методикам: дифференциальному опроснику переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, опроснику для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, опроснику Шмишека. Также в главе представлен корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования. Выводы по главе 3 включают в себя основные результаты эмпирического исследования. В итоге, был сделан вывод, что наличие акцентуированных черт характера у студентов влияет на степень субъективного ощущения одиночества, вид и другие характеристики переживаемого ими одиночества.
В заключении в обобщенном виде изложены результаты теоретической и эмпирической частей работы, а также выводы по выдвинутым гипотезам, обоснована практическая значимость исследования и описаны возможные перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (81 источник) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик. Объем магистерской диссертации – 107 страниц, на которых размещены 6 рисунков и 15 таблиц.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы и указываются методики исследования.
Первая глава посвящена анализу одиночества как социально-психологического явления. Представлены разделы, посвященные понятию, основным подходам к изучению и типам одиночества. Выводы по первой главе представляют собой итоги по изучению одиночества как социально-психологической проблемы.
Вторая глава включает в себя теоретический анализ акцентуированного типа характера. Разделы главы включают в себя теоретический анализ феномена и типы акцентуаций характера, а также обоснование гипотез – взаимосвязь переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов. Было отмечено, что акцентуации характера могут приводить к дезадаптации человека в определенных условиях жизни и окружающей среды. Одним из проявлений такой дезадаптации может быть ситуация одиночества – как следствие дисгармоничного проявления определенных черт личности, а также нестандартного поведения при взаимодействии с другими людьми и общении. Исходя из этого, была выдвинута гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и характеристиками переживания одиночества у студентов. Выводы по второй главе отражают итоги теоретического анализа акцентуаций характера.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого отражены в третьей главе. Там же представлено описание организации и методов проведенного исследования и результатов, полученных по всем использованным методикам: дифференциальному опроснику переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, опроснику для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, опроснику Шмишека. Также в главе представлен корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования. Выводы по главе 3 включают в себя основные результаты эмпирического исследования. В итоге, был сделан вывод, что наличие акцентуированных черт характера у студентов влияет на степень субъективного ощущения одиночества, вид и другие характеристики переживаемого ими одиночества.
В заключении в обобщенном виде изложены результаты теоретической и эмпирической частей работы, а также выводы по выдвинутым гипотезам, обоснована практическая значимость исследования и описаны возможные перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.