Исследование жизнестойкости и копинг-стратегий у подростков с разным уровнем фрустрации
Аннотация
Отчет 72 страницы, 5 рисунок, 9 таблиц, 50 источников, 3 приложения.
Ключевые слова: фрустрация, жизнестойкость, копинг-стратегии, подростки.
Объект исследования - фрустрация.
Предмет исследования – жизнестойкость и копинг-стратегии
у подростков с разным уровнем фрустрации.
Цель работы - исследовать жизнестойкость и копинг-стратегии у подростков с разным уровнем фрустрации.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы
по теме исследования; эмпирический метод (опросный); методы математического анализа эмпирических данных (описательный анализ, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена), интерпретация данных эмпирического исследования.
Методики исследования: опросник «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации» В.В. Бойко, тест жизнестойкости С. Мадди
(в адаптации Д. Леонтьева), Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, С. Фолкмана (в адаптации В.М. Вассермана и др.).
Результатом работы стало подтверждение выдвинутых гипотез: существуют различия в уровне жизнестойкости у подростков с разным уровнем фрустрации: уровень жизнестойкости выше у подростков с низким уровнем фрустрации; гипотеза о том, что существуют различия в предпочитаемых копинг-стратегиях у подростков с разным уровнем фрустрации: чем выше показатели фрустрации, тем чаще подростки используют такие копинг-стратегии, как «Конфронтация», «Избегание», «Дистанцирование» и реже используют стратегии «Планирование решения» и «Положительная переоценка», частично подтверждена, так как различия были выявлены не по всем шкалам; для группы подростков с устойчивой тенденцией к фрустрации подтверждена гипотеза о том, что существует связь между уровнем фрустрации и показателями жизнестойкости: чем выше уровень фрустрации, тем ниже показатели жизнестойкости (кроме компонента «Контроль»), а для группы подростков с низким уровнем фрустрации данная гипотеза подтвердилась частично - только в отношении компонента жизнестойкости «Принятие риска»; имеются особенности в структуре взаимосвязей между исследуемыми показателями у подростков с разными уровнями фрустрации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при создании программ, предназначенных для повышения толерантности подростков к фрустрации, повышения их уровня жизнестойкости и коррекции копинг-поведения. Исследование может стать основой для составления индивидуально-ориентированных программ психологического сопровождения подростков с устойчивыми неконструктивными способами преодоления жизненных трудностей.
Ключевые слова: фрустрация, жизнестойкость, копинг-стратегии, подростки.
Объект исследования - фрустрация.
Предмет исследования – жизнестойкость и копинг-стратегии
у подростков с разным уровнем фрустрации.
Цель работы - исследовать жизнестойкость и копинг-стратегии у подростков с разным уровнем фрустрации.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы
по теме исследования; эмпирический метод (опросный); методы математического анализа эмпирических данных (описательный анализ, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена), интерпретация данных эмпирического исследования.
Методики исследования: опросник «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации» В.В. Бойко, тест жизнестойкости С. Мадди
(в адаптации Д. Леонтьева), Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, С. Фолкмана (в адаптации В.М. Вассермана и др.).
Результатом работы стало подтверждение выдвинутых гипотез: существуют различия в уровне жизнестойкости у подростков с разным уровнем фрустрации: уровень жизнестойкости выше у подростков с низким уровнем фрустрации; гипотеза о том, что существуют различия в предпочитаемых копинг-стратегиях у подростков с разным уровнем фрустрации: чем выше показатели фрустрации, тем чаще подростки используют такие копинг-стратегии, как «Конфронтация», «Избегание», «Дистанцирование» и реже используют стратегии «Планирование решения» и «Положительная переоценка», частично подтверждена, так как различия были выявлены не по всем шкалам; для группы подростков с устойчивой тенденцией к фрустрации подтверждена гипотеза о том, что существует связь между уровнем фрустрации и показателями жизнестойкости: чем выше уровень фрустрации, тем ниже показатели жизнестойкости (кроме компонента «Контроль»), а для группы подростков с низким уровнем фрустрации данная гипотеза подтвердилась частично - только в отношении компонента жизнестойкости «Принятие риска»; имеются особенности в структуре взаимосвязей между исследуемыми показателями у подростков с разными уровнями фрустрации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при создании программ, предназначенных для повышения толерантности подростков к фрустрации, повышения их уровня жизнестойкости и коррекции копинг-поведения. Исследование может стать основой для составления индивидуально-ориентированных программ психологического сопровождения подростков с устойчивыми неконструктивными способами преодоления жизненных трудностей.