Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и общительности у молодежи
Аннотация
В последние годы наметилась явная тенденция к унификации в различных сферах человеческой деятельности. Мир становится все более взаимосвязанным. В психологии одним из признаков интеграции можно назвать появление и развитие термина «эмоциональный интеллект».
С появлением в 1990 году термина «эмоциональный интеллект» психологическая наука вышла на новый уровень практического изучения чувственного и интеллектуального в целом. В настоящее время несколько различных моделей эмоционального интеллекта были разработаны такими авторами, как Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д.В. Люсин и др. Многие исследования влияния эмоционального интеллекта на успешность человека в различных сферах деятельности были проведены И.Е. Егоровым, А.С. Петровской, С.П. Деревянко и другие выполнены [1].
Модели и методы изучения эмоционального интеллекта широко изучаются такими исследователями, как Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д. Шадриков, И.В. Плужников и др. Опубликовано большое количество статей и книг, этому явлению посвящены сотни тысяч страниц в Интернете. Идея развития эмоционального интеллекта особенно популярна среди бизнесменов, и компании активно проводят тренинги, повышающие их уровень.
При всем этом, не смотря на популярность эмоционального интеллекта, при более глубоком анализе литературы можно обнаружить серьезные недостатки, обрывочность и несогласованность в исследованиях связи эмоционального интеллекта с некоторыми качествами и свойствами личности. [2]
Навык понимания и контроля эмоционального состояния является основой для формирования профессионально важных и необходимых качеств в работе специалистав сфере «человек-человек»: способности к сопереживанию и эмпатии, установлению эмоциональной связи, умения слушать и понимать собеседника и вообще привлекать и располагать к себе людей. Умение управлять своими эмоциями помогает контролировать деструктивные импульсы, оставаться рассудительным в проблемных ситуациях, это умение повышает толерантность к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
Также в последнее время проблема изучения такого явления, как тревожность, очень активно обсуждается в психологической литературе. С одной стороны, считается, что определенный уровень тревожности выполняет важную функцию в эмоционально-волевой регуляции и в целом является внутренней движущей силой, ведущей к формированию адаптивных качеств у зрелой личности. С другой стороны, значительное большинство авторов подчеркивают, что именно с большой степенью тревожности связаны затруднения в социо-психологической адаптации человека, формировании правильного образа себя и своих личностных качеств.
Кроме того, одним из наиболее значимых видов деятельности человека является общение, в процессе которого происходит обмен информацией и организация взаимодействия людей, поэтому в современном обществе очень востребованным свойством личности является общительность, понимаемая как стремление к общению, готовность к межличностной коммуникации, легкость вступления в контакт, широта круга общения и т.д.
Процесс общения сопровождается переживанием целой гаммы разнообразных эмоций и чувств, при этом, как известно, стенические эмоции способствуют эффективной межличностной коммуникации, а астенические затрудняют ее осуществление.
В связи с этим весьма актуальным, на наш взгляд, является изучение соотношения особенностей эмоционального интеллекта, общительности как важнейшего свойства личности и тревожности, проявляющейся в процессе общения и во многом определяющей этот процесс.
Феномен общения и общительности в отечественной психологии изучали A.A. Бодалев, Л.И. Божович, В.А. Домодедова, А.Н. Журавлев, А.И. Ильина, В.А. Кан-Калик, Е.Ф. Кокарева, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, Л.И. Марисова, А.Е. Олынанникова, О.П. Санникова, В.Б. Щебетенко и т.д.; в зарубежной - Дж. Гилфорд, Ф. Зимбардо, Р. Кетелл и др.
Особенности общительности как системного свойства личности исследовались А.Ю. Агаповой, А.Р. Акимовой, А.Г. Алейкиным, Т.М. Бабаевым, И.В. Баковой, М.И. Волк, Л.А. Журавлёвой, Г.В. Зарембо, И.С. Исаевой, Е.А. Коваленко, A.И. Крупновым, С.С. Кудиновым, И.А. Новиковой, O.A. Тырновой, H.A. Фоминой, Е.Ю. Чеботаревой, И.В. Чивилевой, Д.А. Шляхта, Н.Ф. Шляхта, Янь Бинь и др.
Тревожность как психическое состояние рассматривалась в трудах B.М. Астапова, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Д.И. Фельдштейна, Ю.Л. Ханина и др.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект.
Предметом является связь эмоционального интеллекта, тревожности и общительности у молодежи.
Целью исследования: выявить связь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и общительностью среди молодежи.
Гипотеза: существует связь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и общительностью среди молодежи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме связи эмоционального интеллекта, тревожности и общительности;
2. Собрать эмпирические данные об уровне эмоционального интеллекта, тревожности и общительности молодежи;
3. На базе полученных данных, выявить возможную связь уровня эмоционального интеллекта, тревожности и общительности.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования;
2. Эмпирические методы (психодиагностические методы), которые реализуются в конкретных методиках психологического исследования.
2.1 Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
2.2 «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина
2.3 Тест суждений А. И. Крупнова дня изучения общительности личности;
3. Методы математической обработки данных при помощи программы SPSS Statistics 17;
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
С появлением в 1990 году термина «эмоциональный интеллект» психологическая наука вышла на новый уровень практического изучения чувственного и интеллектуального в целом. В настоящее время несколько различных моделей эмоционального интеллекта были разработаны такими авторами, как Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д.В. Люсин и др. Многие исследования влияния эмоционального интеллекта на успешность человека в различных сферах деятельности были проведены И.Е. Егоровым, А.С. Петровской, С.П. Деревянко и другие выполнены [1].
Модели и методы изучения эмоционального интеллекта широко изучаются такими исследователями, как Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д. Шадриков, И.В. Плужников и др. Опубликовано большое количество статей и книг, этому явлению посвящены сотни тысяч страниц в Интернете. Идея развития эмоционального интеллекта особенно популярна среди бизнесменов, и компании активно проводят тренинги, повышающие их уровень.
При всем этом, не смотря на популярность эмоционального интеллекта, при более глубоком анализе литературы можно обнаружить серьезные недостатки, обрывочность и несогласованность в исследованиях связи эмоционального интеллекта с некоторыми качествами и свойствами личности. [2]
Навык понимания и контроля эмоционального состояния является основой для формирования профессионально важных и необходимых качеств в работе специалистав сфере «человек-человек»: способности к сопереживанию и эмпатии, установлению эмоциональной связи, умения слушать и понимать собеседника и вообще привлекать и располагать к себе людей. Умение управлять своими эмоциями помогает контролировать деструктивные импульсы, оставаться рассудительным в проблемных ситуациях, это умение повышает толерантность к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
Также в последнее время проблема изучения такого явления, как тревожность, очень активно обсуждается в психологической литературе. С одной стороны, считается, что определенный уровень тревожности выполняет важную функцию в эмоционально-волевой регуляции и в целом является внутренней движущей силой, ведущей к формированию адаптивных качеств у зрелой личности. С другой стороны, значительное большинство авторов подчеркивают, что именно с большой степенью тревожности связаны затруднения в социо-психологической адаптации человека, формировании правильного образа себя и своих личностных качеств.
Кроме того, одним из наиболее значимых видов деятельности человека является общение, в процессе которого происходит обмен информацией и организация взаимодействия людей, поэтому в современном обществе очень востребованным свойством личности является общительность, понимаемая как стремление к общению, готовность к межличностной коммуникации, легкость вступления в контакт, широта круга общения и т.д.
Процесс общения сопровождается переживанием целой гаммы разнообразных эмоций и чувств, при этом, как известно, стенические эмоции способствуют эффективной межличностной коммуникации, а астенические затрудняют ее осуществление.
В связи с этим весьма актуальным, на наш взгляд, является изучение соотношения особенностей эмоционального интеллекта, общительности как важнейшего свойства личности и тревожности, проявляющейся в процессе общения и во многом определяющей этот процесс.
Феномен общения и общительности в отечественной психологии изучали A.A. Бодалев, Л.И. Божович, В.А. Домодедова, А.Н. Журавлев, А.И. Ильина, В.А. Кан-Калик, Е.Ф. Кокарева, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, Л.И. Марисова, А.Е. Олынанникова, О.П. Санникова, В.Б. Щебетенко и т.д.; в зарубежной - Дж. Гилфорд, Ф. Зимбардо, Р. Кетелл и др.
Особенности общительности как системного свойства личности исследовались А.Ю. Агаповой, А.Р. Акимовой, А.Г. Алейкиным, Т.М. Бабаевым, И.В. Баковой, М.И. Волк, Л.А. Журавлёвой, Г.В. Зарембо, И.С. Исаевой, Е.А. Коваленко, A.И. Крупновым, С.С. Кудиновым, И.А. Новиковой, O.A. Тырновой, H.A. Фоминой, Е.Ю. Чеботаревой, И.В. Чивилевой, Д.А. Шляхта, Н.Ф. Шляхта, Янь Бинь и др.
Тревожность как психическое состояние рассматривалась в трудах B.М. Астапова, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Д.И. Фельдштейна, Ю.Л. Ханина и др.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект.
Предметом является связь эмоционального интеллекта, тревожности и общительности у молодежи.
Целью исследования: выявить связь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и общительностью среди молодежи.
Гипотеза: существует связь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и общительностью среди молодежи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме связи эмоционального интеллекта, тревожности и общительности;
2. Собрать эмпирические данные об уровне эмоционального интеллекта, тревожности и общительности молодежи;
3. На базе полученных данных, выявить возможную связь уровня эмоционального интеллекта, тревожности и общительности.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования;
2. Эмпирические методы (психодиагностические методы), которые реализуются в конкретных методиках психологического исследования.
2.1 Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
2.2 «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина
2.3 Тест суждений А. И. Крупнова дня изучения общительности личности;
3. Методы математической обработки данных при помощи программы SPSS Statistics 17;
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.