Взаимосвязь социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге.
Аннотация
Отчет 77 страниц, 11 рисунков, 7 таблиц, 55 источников, 4 приложения.
Ключевые слова: социометрический статус, подростки, подростковые группы, буллинг, буллинг-структура, позиция в буллинге, агрессивность, враждебность.
Объект ВКР – школьный буллинг.
Цель работы – выявить взаимосвязь социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; методы статистической и математической обработки результатов эмпирического исследования: определение нормальности распределения данных (критерий Колмогорова-Смирнова), сравнительный анализ (U-критерий Манна-Уитни, критерий φ*- угловое преобразование Фишера), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования: опросник уровня агрессивности А. Басса и
А. Дарки; метод социометрических измерений Дж. Морено; методика буллинг-структуры Е. Г. Норкиной.
Результатом работы стало подтверждение выдвинутых гипотез: существует связь между социометрическим статусом школьников и позициями, которые они занимают в буллинг-структуре; уровень агрессивности «инициаторов» и их «помощников» в буллинге, у учеников
6-х классов, выше, чем у остальных участников. Гипотеза о том, что мальчики чаще, чем девочки занимают позиции «инициаторов» и их «помощников» в буллинге не подтвердилась.
Область применения полученных результатов – в профилактической работе, направленной на предотвращение буллинга, а также при проведении исследований с целью выявления подростков, имеющих склонность к буллингу, и коррекционной работы с ними.
Ключевые слова: социометрический статус, подростки, подростковые группы, буллинг, буллинг-структура, позиция в буллинге, агрессивность, враждебность.
Объект ВКР – школьный буллинг.
Цель работы – выявить взаимосвязь социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; методы статистической и математической обработки результатов эмпирического исследования: определение нормальности распределения данных (критерий Колмогорова-Смирнова), сравнительный анализ (U-критерий Манна-Уитни, критерий φ*- угловое преобразование Фишера), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования: опросник уровня агрессивности А. Басса и
А. Дарки; метод социометрических измерений Дж. Морено; методика буллинг-структуры Е. Г. Норкиной.
Результатом работы стало подтверждение выдвинутых гипотез: существует связь между социометрическим статусом школьников и позициями, которые они занимают в буллинг-структуре; уровень агрессивности «инициаторов» и их «помощников» в буллинге, у учеников
6-х классов, выше, чем у остальных участников. Гипотеза о том, что мальчики чаще, чем девочки занимают позиции «инициаторов» и их «помощников» в буллинге не подтвердилась.
Область применения полученных результатов – в профилактической работе, направленной на предотвращение буллинга, а также при проведении исследований с целью выявления подростков, имеющих склонность к буллингу, и коррекционной работы с ними.