РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧЕНИКОВ 1 КЛАССА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭМОЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ
Аннотация
В работе сравниваются две программы обучения младших школьников, в которых основное отличие – различное отношение авторов к развитию эмоциональной сферы младшего школьника и выделение основных эмоциогенных факторов.
Гипотеза: при обучении младших школьников согласно программе В. И. Жохова, нейропсихологические показатели развития высших психических функций будут иметь существенные различия с показателями детей, что обучаются по традиционной программе.
Цель работы: выявить особенности в развитии высших психических функций у детей, которые обучаются в специальной эмоциогенной среде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить развитие высших психических процессов у двух групп детей, обучающихся по разным школьным программам;
- выявить физиологические особенности, с которыми связаны эти психические процессы;
- рассмотреть, как сказывается влияние эмоциогенного фактора - направленность программы на развитие эмоциональной сферы, на развитие высших психических функций учащихся;
- сравнить две школьные программы теоретически и практически, провести анализ, сделать выводы.
В работе использованы следующие методы:
- изучение и анализ специальной литературы, связанной с психологическими особенностями детей 6,5-7,5 лет;
- сравнительный анализ программ начального общего образования;
- нейропсихологические методы исследования эмоциональной сферы младших школьников;
- обработка материалов в программе «Statistica»;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- метод беседы с родителями и педагогами, построенной на результатах работы.
Применялись следующие тесты, с помощью которых определялся уровень развития высших психических функций у учеников 1 класса:
1. Корректурная проба в адаптации для младшего школьного возраста;
2. Диагностический комплект Семаго:
- запоминание 10 слов,
- исключение пятого лишнего,
- парные аналогии,
3. Нейропсихологическая проба «Дом-Забор».
Для сравнения двух классов и обработки материалов использовалась программа «Statistiсa».
Гипотеза: при обучении младших школьников согласно программе В. И. Жохова, нейропсихологические показатели развития высших психических функций будут иметь существенные различия с показателями детей, что обучаются по традиционной программе.
Цель работы: выявить особенности в развитии высших психических функций у детей, которые обучаются в специальной эмоциогенной среде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить развитие высших психических процессов у двух групп детей, обучающихся по разным школьным программам;
- выявить физиологические особенности, с которыми связаны эти психические процессы;
- рассмотреть, как сказывается влияние эмоциогенного фактора - направленность программы на развитие эмоциональной сферы, на развитие высших психических функций учащихся;
- сравнить две школьные программы теоретически и практически, провести анализ, сделать выводы.
В работе использованы следующие методы:
- изучение и анализ специальной литературы, связанной с психологическими особенностями детей 6,5-7,5 лет;
- сравнительный анализ программ начального общего образования;
- нейропсихологические методы исследования эмоциональной сферы младших школьников;
- обработка материалов в программе «Statistica»;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- метод беседы с родителями и педагогами, построенной на результатах работы.
Применялись следующие тесты, с помощью которых определялся уровень развития высших психических функций у учеников 1 класса:
1. Корректурная проба в адаптации для младшего школьного возраста;
2. Диагностический комплект Семаго:
- запоминание 10 слов,
- исключение пятого лишнего,
- парные аналогии,
3. Нейропсихологическая проба «Дом-Забор».
Для сравнения двух классов и обработки материалов использовалась программа «Statistiсa».