Исследование социально-психологической адаптации пятиклассников к средней школе

Кузнецова Мария Евгеньевна

Аннотация


Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Социально – психологическая адаптация пятиклассников к средней школе».
Актуальность выбранной темы: Одним из трудных периодов школьников является переход из начальной школы на новую ступень обучения - среднее звено, когда существенно меняется социальная ситуация развития. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить процесс социально – психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене в научной литературе.
2. Подобрать методики для исследования социально - психологической адаптации пятиклассников к среднему звену.
3. Провести исследование социально – психологической адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено.
В теоретической части был представлен обзор: особенности социально – психологической адаптации школьников к среднему звену, особенности развития в младшем школьном возрасте (социальное развитие, ведущая деятельность, психологические новообразования, мотивация учебной деятельности).
В эмпирической части представлен следующий психодиагностический инструментарий: Тест на школьную тревожность Филлипс, тест «Учебная мотивация» Карпова Г.А., тест «Эмоционально – психологический климат класса» Карповой Г.А., Проективная методика «Дерево».
Были сделаны следующие выводы:
1. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
2. Тревожность школьников вызывается следующими причинами: предъявлением со стороны учителя высоких требований, высокими требованиями родителей, недостаточное внимание со стороны родителей, плохой подготовкой к урокам.