Взаимосвязь профессиональной мотивации с мотивацией достижения к успеху и самооценкой у студентов психологов
Аннотация
В современном мире происходят интенсивные изменения в социальной и
экономической сферах, а это в свою очередь ярко проявляется на
психологической устойчивости благополучия общества. Основными
психологическими проблемами современного российского общества можно
назвать: незащищенность, тревожность, кризис, потеря смысла жизни,
социальная несправедливость, появление фобий, неуверенность, депрессия,
агрессия, и другие факторы. Наиболее восприимчивы к таким проблемам
студенческая молодежь, так как именно они переживают тот самый этап
неопределенности, когда ежедневно необходимо делать выбор, который может
повлиять на благополучие, которое напрямую зависит от общего состояния в
обществе, а также отношения к себе и своей жизни.
В современном мире большое внимание уделяется личности человека. И
в большей степени это относится к еще хрупкой личности студентов. Периоду
студенческой жизни характерно: выражение самостоятельности, социализация,
сферы интересов, становление мотивационной сферы, понимание
самостоятельной учебной и профессиональной деятельности. Исследователи
чаще всего рассматривают личность человека с трех сторон: с социальной,
психологической и физиологической. Обратимся к психологической стороне.
Она состоит из характера, направленности, способности, от которых зависит
характер протекания психических процессов, возникновения психических
состояний, темперамента, проявления психических образований. Особую роль
в личности студента играет мотивация к достижению цели и отношение к себе.
Актуальной областью исследования в психологии считается изучение
профессиональной мотивации и самооценки студентов-психологов, так как
требования, предъявляемые к личности психолога, выше, чем к людям,
осваивающим другие профессии. И это неразрывно связано с тем, что главным
инструментов практикующего психолога является его собственная личность.
4
Исходя из вышесказанного, важно отметить, что большое значение имеет
изучение личностных особенностей студентов-психологов.
Эффективность учебной деятельности, развитие личности и постоянное
ее самосовершенствование определяет хорошая мотивация и самооценка.
Мотивированный на получение новых знаний студент-психолог нацелен на
формирование профессиональных умений и навыков; он обладает
способностью к волевой регуляции, нестандартному решению проблем,
стремлению к само актуализации, творчеству, работает с большей самоотдачей
и энтузиазмом. И как следствие такой студент регулярно оттачивает свое
профессиональное мастерство, достигает новых вершин в профессиональной
деятельности. В целом можно сказать, что адекватная учебная мотивация
позволяет человеку обеспечить успешность будущей профессиональной
деятельности, а выраженная мотивация достижения позволяет полностью
реализовать себя в сфере будущей профессии.
В современной психологической литературе достаточно исследований на
тему изучения профессиональной мотивации достижения, самооценки и
учебной мотивации у студентов-психологов.
В условиях частой смены образовательных стандартов, новых
социальных и экономических условий, существенно усложняется
профессиональная деятельность и мотивация, актуализируя психологические
ресурсы личности. Особенность готовности специалиста определяет
устойчивость, стабильности и качество профессиональной деятельности,
поэтому на сегодняшний день в психологии данная тема является достаточно
актуальной.
Профессиональная мотивация помогает своевременно адаптироваться к
изменяющимся условиям труда, удачно справляться с обязанностями, а также
способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Вследствие, одним из основных условий формирования профессиональной
готовности выступает мотивационная готовность студента к будущей
профессиональной деятельности психолога.
5
В последнее время в РФ наблюдается дефицит в отношении рабочих
специальностей и снижение уровня развития профессиональных компетенций,
что вызвало необходимость повышения общественного статуса рабочих
профессий.
Чаще всего в учреждения высшего образования приходят студенты со
слабо проработанной мотивацией к самостоятельному профессиональному
обучению. И в данном случае на выручку приходят мотивы, которые являются
мобильной системой, на которую можно влиять. В случае, когда выбор
будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и
недостаточно осознанно, то целенаправленно формируя устойчивую систему
мотивов деятельности, можно направить будущего специалиста на путь
профессиональной адаптации и профессионального становления.
Объектом исследования является мотивационная сфера студентов.
Предметом исследования является профессиональная мотивация и
самооценка студентов-психологов.
Цель работы: исследовать связь между профессиональной мотивацией,
мотивацией достижения и самооценкой у студентов-психологов.
Выборка: Студенты УрФУ кафедры общей и социальной психологии
департамента психологии УГИ второго и пятого курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать понятие, определить сущность и выявить особенности
мотивации студентов;
охарактеризовать самооценку и социально-психологические
особенности студенческого возраста;
определить структуру мотивационной сферы студентов;
произвести анализ применения приемов профессиональной
мотивации с мотивацией достижения к успеху и влияние на самооценку
студентов-психологов;
выявить взаимосвязь профессиональной мотивации с мотивацией
достижения к успеху и самооценкой у студентов психологов;
6
описать результаты исследования взаимосвязи профессиональной
мотивации с самооценкой и мотивацией достижения к успеху студентовпсихологов.
Гипотеза исследования заключается в том, что взаимосвязь
профессиональной мотивации с мотивацией достижения к успеху и
самооценкой у студентов-психологов в ВУЗах взаимосвязано, и за счёт
использования коррекционных программ и методик воздействия, направленных
на стимулирование к повышению самооценки, способствует повышению
профессиональной компетенции студентов-психологов.
Методами исследования являются методы анализа литературы,
эмпирические методы для сбора материала.
Эмпирические методы:
«тест на самоуважение» методика шкала М. Розенберга;
методика «мотивация к достижению успеха» Т. Элерса;
тест на выявление ведущих мотивов профессиональной
деятельности.
Исходя их поставленных целей и задач написания работы, а также,
учитывая объект и предмет изучения, в структуре работы было сформировано
введение, две главы, заключение и список литературы
экономической сферах, а это в свою очередь ярко проявляется на
психологической устойчивости благополучия общества. Основными
психологическими проблемами современного российского общества можно
назвать: незащищенность, тревожность, кризис, потеря смысла жизни,
социальная несправедливость, появление фобий, неуверенность, депрессия,
агрессия, и другие факторы. Наиболее восприимчивы к таким проблемам
студенческая молодежь, так как именно они переживают тот самый этап
неопределенности, когда ежедневно необходимо делать выбор, который может
повлиять на благополучие, которое напрямую зависит от общего состояния в
обществе, а также отношения к себе и своей жизни.
В современном мире большое внимание уделяется личности человека. И
в большей степени это относится к еще хрупкой личности студентов. Периоду
студенческой жизни характерно: выражение самостоятельности, социализация,
сферы интересов, становление мотивационной сферы, понимание
самостоятельной учебной и профессиональной деятельности. Исследователи
чаще всего рассматривают личность человека с трех сторон: с социальной,
психологической и физиологической. Обратимся к психологической стороне.
Она состоит из характера, направленности, способности, от которых зависит
характер протекания психических процессов, возникновения психических
состояний, темперамента, проявления психических образований. Особую роль
в личности студента играет мотивация к достижению цели и отношение к себе.
Актуальной областью исследования в психологии считается изучение
профессиональной мотивации и самооценки студентов-психологов, так как
требования, предъявляемые к личности психолога, выше, чем к людям,
осваивающим другие профессии. И это неразрывно связано с тем, что главным
инструментов практикующего психолога является его собственная личность.
4
Исходя из вышесказанного, важно отметить, что большое значение имеет
изучение личностных особенностей студентов-психологов.
Эффективность учебной деятельности, развитие личности и постоянное
ее самосовершенствование определяет хорошая мотивация и самооценка.
Мотивированный на получение новых знаний студент-психолог нацелен на
формирование профессиональных умений и навыков; он обладает
способностью к волевой регуляции, нестандартному решению проблем,
стремлению к само актуализации, творчеству, работает с большей самоотдачей
и энтузиазмом. И как следствие такой студент регулярно оттачивает свое
профессиональное мастерство, достигает новых вершин в профессиональной
деятельности. В целом можно сказать, что адекватная учебная мотивация
позволяет человеку обеспечить успешность будущей профессиональной
деятельности, а выраженная мотивация достижения позволяет полностью
реализовать себя в сфере будущей профессии.
В современной психологической литературе достаточно исследований на
тему изучения профессиональной мотивации достижения, самооценки и
учебной мотивации у студентов-психологов.
В условиях частой смены образовательных стандартов, новых
социальных и экономических условий, существенно усложняется
профессиональная деятельность и мотивация, актуализируя психологические
ресурсы личности. Особенность готовности специалиста определяет
устойчивость, стабильности и качество профессиональной деятельности,
поэтому на сегодняшний день в психологии данная тема является достаточно
актуальной.
Профессиональная мотивация помогает своевременно адаптироваться к
изменяющимся условиям труда, удачно справляться с обязанностями, а также
способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Вследствие, одним из основных условий формирования профессиональной
готовности выступает мотивационная готовность студента к будущей
профессиональной деятельности психолога.
5
В последнее время в РФ наблюдается дефицит в отношении рабочих
специальностей и снижение уровня развития профессиональных компетенций,
что вызвало необходимость повышения общественного статуса рабочих
профессий.
Чаще всего в учреждения высшего образования приходят студенты со
слабо проработанной мотивацией к самостоятельному профессиональному
обучению. И в данном случае на выручку приходят мотивы, которые являются
мобильной системой, на которую можно влиять. В случае, когда выбор
будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и
недостаточно осознанно, то целенаправленно формируя устойчивую систему
мотивов деятельности, можно направить будущего специалиста на путь
профессиональной адаптации и профессионального становления.
Объектом исследования является мотивационная сфера студентов.
Предметом исследования является профессиональная мотивация и
самооценка студентов-психологов.
Цель работы: исследовать связь между профессиональной мотивацией,
мотивацией достижения и самооценкой у студентов-психологов.
Выборка: Студенты УрФУ кафедры общей и социальной психологии
департамента психологии УГИ второго и пятого курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать понятие, определить сущность и выявить особенности
мотивации студентов;
охарактеризовать самооценку и социально-психологические
особенности студенческого возраста;
определить структуру мотивационной сферы студентов;
произвести анализ применения приемов профессиональной
мотивации с мотивацией достижения к успеху и влияние на самооценку
студентов-психологов;
выявить взаимосвязь профессиональной мотивации с мотивацией
достижения к успеху и самооценкой у студентов психологов;
6
описать результаты исследования взаимосвязи профессиональной
мотивации с самооценкой и мотивацией достижения к успеху студентовпсихологов.
Гипотеза исследования заключается в том, что взаимосвязь
профессиональной мотивации с мотивацией достижения к успеху и
самооценкой у студентов-психологов в ВУЗах взаимосвязано, и за счёт
использования коррекционных программ и методик воздействия, направленных
на стимулирование к повышению самооценки, способствует повышению
профессиональной компетенции студентов-психологов.
Методами исследования являются методы анализа литературы,
эмпирические методы для сбора материала.
Эмпирические методы:
«тест на самоуважение» методика шкала М. Розенберга;
методика «мотивация к достижению успеха» Т. Элерса;
тест на выявление ведущих мотивов профессиональной
деятельности.
Исходя их поставленных целей и задач написания работы, а также,
учитывая объект и предмет изучения, в структуре работы было сформировано
введение, две главы, заключение и список литературы