Исследование адаптации детей к инклюзивной образовательной среде
Аннотация
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Основной стратегией реализации этой задачи является инклюзия. Совместное пребывание, обучение, воспитание благополучно может осуществляться в инклюзивном образовательном процессе при создании комфортных социально-психологических условий и благоприятной среды. Адаптация образовательной среды включает приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ помещений школы, режима дня, учебных программ, методических пособий. Немаловажное значение имеют адаптационные ресурсы личности детей и подростков.
Важно понимать, какие условия способствуют, а какие препятствуют адаптации детей к образовательной среде в условиях инклюзии. В проведённом исследовании условиями адаптации выступили толерантность к детям с ОВЗ, психологический климат классного коллектива, ощущение эмоционального комфорта (состояние детей) в инклюзивной образовательной среде, отношения со сверстниками, педагогами и родителями. Были выдвинуты гипотезы: высокий уровень толерантности будет способствовать высокому уровню адаптации в инклюзивной среде; адаптация к образовательной среде в условиях инклюзии зависит от отношения сверстников, педагогов, родителей к субъектам сопровождения с ОВЗ.
По результатам анализа полученных данных, первая гипотеза не подтвердилась относительно детей и родителей: высокий уровень толерантности не способствует высокому уровню адаптации детей с ОВЗ. Однако, вторая гипотеза подтвердилась, то есть адаптация детей с ОВЗ зависит от отношения педагогов и родителей; относительно психологической и эмоциональной атмосферы учебного класса гипотеза не подтвердилась..
В подростковом возрасте, когда появится ориентация на сверстников, психологический климат классного коллектива может оказывать влияние на адаптацию к образовательной среде в условиях инклюзии. С целью обеспечения высокого уровня адаптации детей в средней школе необходимо повышение психологического климата данного класса.
Проведённое исследование показало, что оценки педагогов и родителей отличаются от оценок адаптации самих детей, что может указывать на несоответствие представлений о том, какие условия необходимы детям для обучения в инклюзии. С целью обеспечения комфортных социально-психологических условий для пребывания и обучения в инклюзивных классах необходимо проведение мероприятий для педагогов и родителей, посвящённых особенностям детей с ОВЗ, их взаимодействия и общения со сверстниками, педагогами и родителями. Взаимодействие и общение с ребёнком, имеющим синдром Дауна, отличается от форм коммуникации с детьми, имеющими другие нарушения, что требует проведения дальнейших исследований.
Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что внедрение идей инклюзивного образования обязательно должно сопровождаться не только изменениями в действующем законодательстве, созданием доступной среды, но и серьезным психолого-педагогическим сопровождением данного процесса со стороны специалистов на уровне не только образовательной организации, но и общества в целом. Полученные результаты могут стать основой для разработки психокоррекционной программы.
Важно понимать, какие условия способствуют, а какие препятствуют адаптации детей к образовательной среде в условиях инклюзии. В проведённом исследовании условиями адаптации выступили толерантность к детям с ОВЗ, психологический климат классного коллектива, ощущение эмоционального комфорта (состояние детей) в инклюзивной образовательной среде, отношения со сверстниками, педагогами и родителями. Были выдвинуты гипотезы: высокий уровень толерантности будет способствовать высокому уровню адаптации в инклюзивной среде; адаптация к образовательной среде в условиях инклюзии зависит от отношения сверстников, педагогов, родителей к субъектам сопровождения с ОВЗ.
По результатам анализа полученных данных, первая гипотеза не подтвердилась относительно детей и родителей: высокий уровень толерантности не способствует высокому уровню адаптации детей с ОВЗ. Однако, вторая гипотеза подтвердилась, то есть адаптация детей с ОВЗ зависит от отношения педагогов и родителей; относительно психологической и эмоциональной атмосферы учебного класса гипотеза не подтвердилась..
В подростковом возрасте, когда появится ориентация на сверстников, психологический климат классного коллектива может оказывать влияние на адаптацию к образовательной среде в условиях инклюзии. С целью обеспечения высокого уровня адаптации детей в средней школе необходимо повышение психологического климата данного класса.
Проведённое исследование показало, что оценки педагогов и родителей отличаются от оценок адаптации самих детей, что может указывать на несоответствие представлений о том, какие условия необходимы детям для обучения в инклюзии. С целью обеспечения комфортных социально-психологических условий для пребывания и обучения в инклюзивных классах необходимо проведение мероприятий для педагогов и родителей, посвящённых особенностям детей с ОВЗ, их взаимодействия и общения со сверстниками, педагогами и родителями. Взаимодействие и общение с ребёнком, имеющим синдром Дауна, отличается от форм коммуникации с детьми, имеющими другие нарушения, что требует проведения дальнейших исследований.
Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что внедрение идей инклюзивного образования обязательно должно сопровождаться не только изменениями в действующем законодательстве, созданием доступной среды, но и серьезным психолого-педагогическим сопровождением данного процесса со стороны специалистов на уровне не только образовательной организации, но и общества в целом. Полученные результаты могут стать основой для разработки психокоррекционной программы.