Взаимосвязь смысла жизненной ориентации у старшеклассников и их профессионального самоопределения

Медведев Александр Алексеевич

Аннотация


Целью работы являлось определение взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и профессиональным самоопределением у подростков старшего возраста (старшеклассников). Рассмотрение литературы по данной проблеме показало что, научных работ по данному направлению крайне мало, это говорит о новизне проблемы. В работе были использованы две методики «Смысложизненные ориентации» (далее «СЖО») Д.А. Леонтьева и «Профориентатор 4.4.» разработанная центром гуманитарных технологий при МГУ. Для статистической проверки гипотезы использовался пакет «STATISTICA 6.0.». Основой исследования явились такие методы как: аналитический, эмпирический, сравнительный использование описательной статистики.
В результате исследования выявлена взаимосвязь данных по всем шести шкалам методики «СЖО» и данных шкалы «Риск», методики «Профориентатор 4.4.». Найденная корреляция по данным, выше написанных шкал, совпадает у групп юношей и девушек. Следующие выявленные взаимосвязи данных по шкалам методик «СЖО» и «Профориентатор 4.4.», частично или полностью не совпадают между группами девушек и юношей. У группы девушек найдена корреляция показателей всех шести шкал методики «СЖО» и показателя шкалы «Общение», методики «Профориентатор 4.4.». У группы юношей выявлена взаимосвязь показателей пяти шкал, кроме шкалы «Цели в жизни», методики «СЖО» и показателем шкалы «Общение», методики «Профориентатор 4.4.». У группы юношей выявлена взаимосвязь показателей шкал «Процесс жизни», «Результативность жизни», методики «СЖО» и показателя шкалы «Бизнес», методики «Профориентатор 4.4.». Разница, найденных взаимосвязей объясняется гендерными особенностями.
Практическая значимость работы обусловлена тем что, результаты исследования, возможно, применить для профориентационной работы со старшеклассниками разных полов.