Исследование представлений учащихся о коммуникативной культуре учителя

Архипов Кирилл Сергеевич

Аннотация


Работа включает 76 страниц, 21 таблицу, 1 приложение, 51 источник литературы. Ключевые слова: представления учащихся, коммуникативная культура, коммуникативная культура учителя, коммуникативные представления, коммуникативные компетенции, идеальный учитель, реальный учитель. Цель работы: изучение содержания представлений учащихся о коммуникативной культуре учителя. Объект исследования: представления учащихся о коммуникативной культуре учителя. Предмет исследования: представления учащихся о коммуникативных компетенциях и типах коммуникативного поведения учителя. Гипотезы: 1) представления учащихся о способах поведения в конфликтных ситуациях «реального» и «идеального» учителя имеют значимые различия; 2) представления учащихся о конструктивных и деструктивных способах поведения учителя хорошо дифференцируются; 3) представления учащихся о коммуникативных компетенциях «реального» и «идеального» учителя имеют значимые различия. Методики исследования: «Анализ педагогических ситуаций о поведении «реального» и «идеального» педагога» (Вильгельм А.М.);«Анализ педагогических ситуаций по типам коммуникативного поведения учителя» (Вильгельм А.М.);«Оценка коммуникативных компетенций педагога» (Вильгельм А.М.). Для проведения сравнительного анализа были использованы критерий углового преобразования Фишера (φ) и t-Критерий Стьюдента. Представления учащихся о способах поведения в конфликтных ситуациях «идеального» учителя более позитивно окрашены, чем «реального». Представления учащихся о конструктивных и деструктивных способах поведения учителя хорошо дифференцируются в сознании учащихся. Представления учащихся о коммуникативных компетенциях «реального» и «идеального» учителя имеют значимые различия.