Психологические корреляты ответственности у студентов вуза
Аннотация
Текущий этап развития психологии характеризуется интересом к личности и тем феноменам, которые связаны с ней. Одним из таких феноменов является ответственность, как ключевое личностное образование, характеризующее личностную и социальную зрелость. Ответственность представляет собой сложное и многогранное явление. Современное информационное поле пестрит исследованиями феномена ответственности, существующая тенденция инфантилизма современной молодежи, еще более усиливает этот интерес и создает запрос на исследования в данной области со стороны работодателей. С началом нового этапа в жизни молодых людей, а именно – студенчества, появляется определенная свобода действий и, соответственно, возможности для формирования ответственности. Юношеский возраст можно рассматривать как сензитивный период развития ответственности. Через корреляты мы можем формировать ответственность. Поэтому изучение данного феномена в такой период видится нам наиболее значимым.
В исследовании приняли участие 128 студентов – психологов в возрасте 18 – 20 лет. Нами было установлено, что ответственность для них, в большей степени, есть помощь своим близким, сопереживание и соучастие в решении их проблем, с просчетом последствий от такой помощи на будущее и взятием ответственности на себя за действия и результат. В работе подтверждена гипотеза о существовании личностных коррелятов ответственности у студентов, таких как склонность к чувству вины, сердечность, саморегуляция, доминантность, спокойствие, смелость, сентиментальность. Подтвердилась и гипотеза о локусе контроля, как структурном компоненте ответственности. В ходе исследования мы также выяснили, что методика MBTI не чувствительна к диагностике данного феномена.
В исследовании приняли участие 128 студентов – психологов в возрасте 18 – 20 лет. Нами было установлено, что ответственность для них, в большей степени, есть помощь своим близким, сопереживание и соучастие в решении их проблем, с просчетом последствий от такой помощи на будущее и взятием ответственности на себя за действия и результат. В работе подтверждена гипотеза о существовании личностных коррелятов ответственности у студентов, таких как склонность к чувству вины, сердечность, саморегуляция, доминантность, спокойствие, смелость, сентиментальность. Подтвердилась и гипотеза о локусе контроля, как структурном компоненте ответственности. В ходе исследования мы также выяснили, что методика MBTI не чувствительна к диагностике данного феномена.