Исследование синдрома выгорания у педагогов, работающих в государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация
Работа включает 77 страниц, 22 таблиц, 6 приложений, 38 источников литературы.
Ключевые слова: синдром выгорания, хроническое утомление, копинг-стратегии, дошкольное образование.
Цель работы: провести сравнительный анализ особенностей проявления синдрома выгорания и способов совладания у педагогов государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: синдром выгорания, хроническое утомление, копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: различия в проявлениях синдрома выгорания, хронического утомления и копинг-стратегий
Гипотезы:
1. Треть педагогов дошкольных образовательных учреждений имеет высокий уровень синдрома выгорания и почти половина находятся в группе риска;
2. У педагогов государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждений преобладает копинг, ориентированный на избегание.
3. У педагогов государственных дошкольных учреждений в большей степени выявлено хроническое утомление, чем у педагогов коммерческих дошкольных образовательных центров
Методы исследования: опросный метод.
Методики тестирования:
• Опросник «Профессиональное выгорание» для педагогических работников», русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
• Опросник «Степень хронического утомления» А. Б. Леоновой;
• Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Нормана С. Эндлера и Джеймса А. Паркера.
Метод математической обработки данных: U-критерия Манна-Уитни, коэффициенты Пирсона и Спирмена.
По результатам исследования синдрома выгорания у педагогов, работающих в государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждениях, достоверных различий выявлено не было. Были выявлены положительные корреляционные связи между изучаемыми характеристиками в обеих подгруппах.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, педагоги подвержены развитию синдрома выгорания, хронического утомления. В стрессовых ситуациях выбирают схожие копинги.
Ключевые слова: синдром выгорания, хроническое утомление, копинг-стратегии, дошкольное образование.
Цель работы: провести сравнительный анализ особенностей проявления синдрома выгорания и способов совладания у педагогов государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: синдром выгорания, хроническое утомление, копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: различия в проявлениях синдрома выгорания, хронического утомления и копинг-стратегий
Гипотезы:
1. Треть педагогов дошкольных образовательных учреждений имеет высокий уровень синдрома выгорания и почти половина находятся в группе риска;
2. У педагогов государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждений преобладает копинг, ориентированный на избегание.
3. У педагогов государственных дошкольных учреждений в большей степени выявлено хроническое утомление, чем у педагогов коммерческих дошкольных образовательных центров
Методы исследования: опросный метод.
Методики тестирования:
• Опросник «Профессиональное выгорание» для педагогических работников», русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
• Опросник «Степень хронического утомления» А. Б. Леоновой;
• Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Нормана С. Эндлера и Джеймса А. Паркера.
Метод математической обработки данных: U-критерия Манна-Уитни, коэффициенты Пирсона и Спирмена.
По результатам исследования синдрома выгорания у педагогов, работающих в государственных и коммерческих дошкольных образовательных учреждениях, достоверных различий выявлено не было. Были выявлены положительные корреляционные связи между изучаемыми характеристиками в обеих подгруппах.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, педагоги подвержены развитию синдрома выгорания, хронического утомления. В стрессовых ситуациях выбирают схожие копинги.