Личностные особенности подростков с высоким уровнем достижений в техническом творчестве
Аннотация
Цель работы: определение наличия личностных особенностей у подростков с высоким уровнем достижений в техническом творчестве.
Гипотеза исследования: подростки с высоким уровнем достижений в техническом творчестве характеризуются высокими интеллектуальными способностями, развитыми мотивацией достижения и эмоционально-волевой сферой.
В ходе теоретического анализа были рассмотрены определение, вопрос происхождения и факторы развития способностей, а также интеллект, креативность, мотивация достижения и эмоционально-волевые качества как факторы, способствующие достижениям в технической деятельности.
Исследование проводилось на выборке численностью 83 человека. Средний возраст испытуемых: 16 лет. Испытуемые были разделены на три группы по уровню достижений в техническом творчестве: высокий, средний, низкий.
Для определения личностных особенностей испытуемых были выбраны три методики: методика «Краткий ориентировочный тест (КОТ)» Э.Ф. Вандерлика, адаптация Н.В. Бузина; методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (опросник А.А. Реана); методика оценки эмоционально-волевых качеств.
В ходе исследования было выявлено наличие высокоразвитых интеллектуальных и личностных качеств у подростков с высоким уровнем достижений в техническом творчестве. Однако испытуемые групп среднего и низкого уровня тоже показали повышенные результаты по ряду параметров, а по одному из них – даже превосходящие по сравнению с испытуемыми из группы с высоким уровнем достижений в техническом творчестве. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.
Гипотеза исследования: подростки с высоким уровнем достижений в техническом творчестве характеризуются высокими интеллектуальными способностями, развитыми мотивацией достижения и эмоционально-волевой сферой.
В ходе теоретического анализа были рассмотрены определение, вопрос происхождения и факторы развития способностей, а также интеллект, креативность, мотивация достижения и эмоционально-волевые качества как факторы, способствующие достижениям в технической деятельности.
Исследование проводилось на выборке численностью 83 человека. Средний возраст испытуемых: 16 лет. Испытуемые были разделены на три группы по уровню достижений в техническом творчестве: высокий, средний, низкий.
Для определения личностных особенностей испытуемых были выбраны три методики: методика «Краткий ориентировочный тест (КОТ)» Э.Ф. Вандерлика, адаптация Н.В. Бузина; методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (опросник А.А. Реана); методика оценки эмоционально-волевых качеств.
В ходе исследования было выявлено наличие высокоразвитых интеллектуальных и личностных качеств у подростков с высоким уровнем достижений в техническом творчестве. Однако испытуемые групп среднего и низкого уровня тоже показали повышенные результаты по ряду параметров, а по одному из них – даже превосходящие по сравнению с испытуемыми из группы с высоким уровнем достижений в техническом творчестве. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.