ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ 1-ГО КУРСА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
Аннотация
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Исследование социально-психологической адаптации воспитанников 1-го курса суворовского военного училища».
Тема работы является актуальной и представляет интерес для педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных военных учреждениях Министерства обороны РФ.
Цель работы – изучить социально-психологическую адаптацию воспитанников 1-го курса суворовского военного училища.
Объект исследования – социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования – взаимосвязь личностных и групповых характеристик с социально-психологической адаптацией.
В теоретической части рассмотрены подходы к социально-психологической адаптации отечественных и зарубежных авторов, этапы и особенности протекания адаптационного процесса. Рассмотрены особенности адаптации воспитанников 1-го курса суворовских военных училищ. Определены основные показатели успешности социально-психологической адаптации и признаки дезадаптации младших подростков к условиям суворовских военных училищ. Рассмотрены виды трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники на начальном этапе адаптации.
В эмпирической части представлены результаты исследования социально-психологической адаптации, личностной тревожности и групповой сплочённости воспитанников 1-го курса суворовского военного училища. Проведён корреляционный анализ на основе выдвинутых нами рабочих гипотез.
В качестве измерительного материала были использованы методики:
1. Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
2. Методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилберга.
3. Социометрия Я. Л. Морено.
Результаты исследования показали необходимость работы с младшими подростками, имеющими высокий уровень личностной тревожности, и работы, направленные на повышение групповой сплочённости воспитанников суворовского военного училища в отдельных сферах деятельности.
Тема работы является актуальной и представляет интерес для педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных военных учреждениях Министерства обороны РФ.
Цель работы – изучить социально-психологическую адаптацию воспитанников 1-го курса суворовского военного училища.
Объект исследования – социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования – взаимосвязь личностных и групповых характеристик с социально-психологической адаптацией.
В теоретической части рассмотрены подходы к социально-психологической адаптации отечественных и зарубежных авторов, этапы и особенности протекания адаптационного процесса. Рассмотрены особенности адаптации воспитанников 1-го курса суворовских военных училищ. Определены основные показатели успешности социально-психологической адаптации и признаки дезадаптации младших подростков к условиям суворовских военных училищ. Рассмотрены виды трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники на начальном этапе адаптации.
В эмпирической части представлены результаты исследования социально-психологической адаптации, личностной тревожности и групповой сплочённости воспитанников 1-го курса суворовского военного училища. Проведён корреляционный анализ на основе выдвинутых нами рабочих гипотез.
В качестве измерительного материала были использованы методики:
1. Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
2. Методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилберга.
3. Социометрия Я. Л. Морено.
Результаты исследования показали необходимость работы с младшими подростками, имеющими высокий уровень личностной тревожности, и работы, направленные на повышение групповой сплочённости воспитанников суворовского военного училища в отдельных сферах деятельности.