ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация
Целью данного исследования является выявление среди первоклассников группы риска по трудностям обучения с помощью скрининговой нейропсихологической диагностики и сравнительный анализ результатов этой диагностики, полученных в разные годы. Исходя из цели исследования, были выдвинуты две гипотезы: 1. показатели скрининговой нейропсихологической диагностики риска трудностей обучения будут коррелировать с экспертной оценкой учителей успешности в учебе первоклассников; 2. сравнительный анализ результатов скрининговой нейропсихологической диагностики, полученных в разные годы, возможно, выявит достоверные различия между ними.
В ходе исследования были проведены следующие мероприятия:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме трудностей обучения в школе, их диагностики и коррекции.
2. Проведение скрининговой нейропсихологической диагностики и выявление группы риска по трудностям обучения среди первоклассников. Установление наличия корреляции между показателями скрининговой диагностики и экспертной оценкой учителей успешности в учебе первоклассников и с показателями Теста Тулуз-Пьерона.
3. Сравнительный анализ результатов скрининговой нейропсихологической диагностики риска трудностей обучения у первоклассников, полученных в разные годы.
4. Разработка рекомендаций по коррекционной работе с выявленной группой детей с риском трудностей обучения.
В эмпирической части исследования применялись: методика скрининговой диагностики риска трудностей обучения у превоклассников (М. Е. Пермякова, 2010), включающая пробу на понимание сложных логико-грамматических конструкций (Т. В. Ахутина и др., 1996) и методику «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица» (J.H. Bernstein, D.P. Waber, 1996); тест Тулуз-Пьерона; метод экспертных оценок. При обработке данных применялись методы математической статистики.
В результате исследования гипотеза о наличии положительной связи показателей скрининговой диагностики риска трудностей обучения с экспертной оценкой учителей успешности в учебе первоклассников была подтверждена результатами корреляционного анализа.
Сравнительный анализ результатов скрининговой диагностики риска трудностей обучения у первоклассников 2007 и 2016 годов показал, что хотя количество учащихся с риском трудностей обучения достоверно не изменилось, первоклассники 2016 года стали хуже справляться со зрительно-конструктивными заданиями, чем первоклассники 2007 года. И за эти годы достоверно уменьшилось количество детей с высоким уровнем понимания сложных логико-грамматических конструкций языка. Следовательно, гипотеза о достоверном изменении результатов скрининговой нейропсихологической диагностики, полученных в разные годы подтвердилась.
В ходе исследования были проведены следующие мероприятия:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме трудностей обучения в школе, их диагностики и коррекции.
2. Проведение скрининговой нейропсихологической диагностики и выявление группы риска по трудностям обучения среди первоклассников. Установление наличия корреляции между показателями скрининговой диагностики и экспертной оценкой учителей успешности в учебе первоклассников и с показателями Теста Тулуз-Пьерона.
3. Сравнительный анализ результатов скрининговой нейропсихологической диагностики риска трудностей обучения у первоклассников, полученных в разные годы.
4. Разработка рекомендаций по коррекционной работе с выявленной группой детей с риском трудностей обучения.
В эмпирической части исследования применялись: методика скрининговой диагностики риска трудностей обучения у превоклассников (М. Е. Пермякова, 2010), включающая пробу на понимание сложных логико-грамматических конструкций (Т. В. Ахутина и др., 1996) и методику «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица» (J.H. Bernstein, D.P. Waber, 1996); тест Тулуз-Пьерона; метод экспертных оценок. При обработке данных применялись методы математической статистики.
В результате исследования гипотеза о наличии положительной связи показателей скрининговой диагностики риска трудностей обучения с экспертной оценкой учителей успешности в учебе первоклассников была подтверждена результатами корреляционного анализа.
Сравнительный анализ результатов скрининговой диагностики риска трудностей обучения у первоклассников 2007 и 2016 годов показал, что хотя количество учащихся с риском трудностей обучения достоверно не изменилось, первоклассники 2016 года стали хуже справляться со зрительно-конструктивными заданиями, чем первоклассники 2007 года. И за эти годы достоверно уменьшилось количество детей с высоким уровнем понимания сложных логико-грамматических конструкций языка. Следовательно, гипотеза о достоверном изменении результатов скрининговой нейропсихологической диагностики, полученных в разные годы подтвердилась.