Образы Сян Юя и Лю Бана в современном искусстве Китая

Пономарева Вероника Евгеньевна

Аннотация


Данная работа посвящена анализу образов Сян Юя и Лю Бана в современном искусстве Китая на примере театра, кинематографа и комиксов. Выделяя особенности воплощения образов Сян Юя и Лю Бана в каждом из указанных видов искусства и сопоставляя их с образами в «Исторических записках» Сыма Цяня, где они впервые были сформированы, автор показывает, что, сохраняя общие черты, заложенные ханьским историографом, образы известных полководцев в своей современной интерпретации претерпевают существенные изменения. Более того, обращаясь к «Историческим запискам», сценаристы оперы, режиссеры и художники в своем творчестве совершенно по-разному интерпретируют сюжет о борьбе двух полководцев, что объясняется не только разными приемами, которыми располагает тот или иной вид искусства, но и разными задачами, стоящими перед создателями продукта о выдающихся генералах Древнего Китая.
В работе представлен подробный анализ способов и приемов, с помощью которых передаются характеры и поведенческие особенности Сян Юя и Лю Бана в обозначенных видах искусства, а также исследуется, какие факты их биографии отбираются для сюжета того или иного произведения и как они влияют на формирование в нем образов известных военачальников.

Ключевые слова: Сян Юй, Лю Бан, Исторические записки, Древний Китай, борьба Чу и Хань, китайский театр, китайские комиксы, китайский кинематограф.

Ponomareva Veronika Evgenevna
«The image of Xiang Yu and Liu Bang in Chinese contemporary art»
supervisor – Smirnov Sergey Viktorovich

This research paper is devoted to analyzing of the image of Xiang Yu and Liu Bang in Chinese contemporary art, including theater, cinema and comics. The author shows the particularity of the image of Xiang Yu and Liu Bang in three art forms, compares them with the general’s image in Sima Qian’s «Records of the Grand Historian», in which it was first-ever created. The author also draws the conclusion that the contemporary image of Xiang Yu and Liu Bang preserves some basic streaks from Sima Qian’s book, but surely has been changed in their contemporary interpretation. Moreover, opera scriptwriters, film directors and comics’ painters interpret the store of war between two well-known generals in various ways, and the reason of this phenomenon is not only the different methods which every art has, but also is the different aims which every product creator pursues.
In this paper the author presents the detailed analysis of methods whereby opera scriptwriters, film directors and comics’ painters create the image of Xiang Yu and Liu Bang in their art products, including the temper and behavior of characters, and what the facts of general’s biography they use to grab people’s attention to them.

Keywords: Xiang Yu, Liu Bang, Records of the Grand Historian, Ancient China, war between Chu and Han, Chinese theater, Chinese cinema, Chinese comics.