Образ ниндзя в массовой культуре современной Японии

Левченко Елизавета Викторовна

Аннотация


В работе рассматривается эволюция образа ниндзя в рамках современной массовой культуры Японии. Главной задачей исследования было рассмотреть эволюцию образа ниндзя в таких популярных продуктах современной японской массовой культуры, как аниме, манга, видеоигры и фильмы. Значительное внимание уделялось культурным, историческим предпосылкам формирования образа ниндзя в массовой культуре. В процессе исследования было выявлено, что до 1990-х гг. большую роль в формировании образа ниндзя сыграло западное влияние. Однако в 2000-2010-е гг. в связи с активным проявлением интереса японских исследователей к истории ниндзюцу, а также с появлением большого количества музеев, выставок, туристических маршрутов, образ синоби в массовой культуре претерпел серьезные изменения, став симбиозом западного и восточного.

Ключевые слова: ниндзя, синоби, куноити, ниндзюцу, массовая культура, Япония, аниме, манга, кино, телевидения, игровая индустрия.

Levchenko Elizaveta Viktorovna
The image of the ninja in the mass culture of modern Japan
Musinova Irina Aleksandrovna

The paper discusses the evolution of the image of the ninja in the framework of the modern mass culture of Japan. The main task of the research was to consider the evolution of the image of ninja in such popular products of modern Japanese mass culture as anime, manga, video games and movies. Considerable attention was paid to the cultural, historical background to the formation of the image of ninja in popular culture. It was revealed that until 1990-s a great role was played by Western influence. However, in the 1990-2010s, due to the active expression of interest in the history of ninjutsu, the image of shinobi becomes a symbiosis of the western and eastern.

Key words: ninja, shinobi, kunoichi, ninjutsu, popular culture, Japan, anime, manga, cinema, television, game industry.