Концепция метамодернизма и ее влияние на новые практики в современной визуальной культуре
Аннотация
В работе рассматривается концепция метамодернизма как наиболее релевантный язык описания современности; анализируются выражающие данную концепцию актуальные процессы в культуре, повседневных практиках, визуальной культуре.
Предмет исследования: парадигма метамодернизма в современной визуальной культуре
Объект исследования: репрезентация актуальных тенденций визуальной культуры в современной медиа-среде
Цель исследования: проследить, каким образом основные положения концепции метамодернизма выражаются в современной визуальной культуре
Задачи работы:
1) проанализировать проблему концептуализации современной культуры, исходя из предположения об утрате актуальности доминировавшей ранее концепции постмодернизма; рассмотреть современные альтернативы постмодернистской парадигме.
2) описать утвердившиеся на сегодняшний день основы концепции метамодернизма: ее основные категории, перспективы дальнейшего развития, ограничения и критику.
3) в рамках авторского исследования показать возможность применения концепции метамодернизма для концептуализации повседневных практик современной культуры.
4) на примере темы «темной экологии» в современном искусстве рассмотреть объектно-ориентированный и спекулятивный поворот в онтологии в его отношении к визуальной культуре.
5) выявить, каким образом в актуальных дизайн-решениях демонстрируется нечеловеческая эстетика в ее взаимосвязи с формированием новой культурной парадигмы.
6) рассмотреть, каким образом в рамках современной визуальной культуры происходит актуализация традиционных практик, их переосмысление и трансформация.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, сопровожденных визуальным материалом, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем исследования составляет 90 страниц.
В главе I рассмотрен вопрос утраты актуальности постмодернизма как ранее доминировавшей культурной парадигмы. Обозначены альтернативные концепции, претендующие на более релевантное описание современности, а также подробно описана концепция метамодернизма как наиболее на эту роль подходящая. Вместе с тем, представлен анализ ряда повседневных практик, социальных и экономических трансформаций, подтверждающих данную концепцию и ее аспекты.
В главе II представлено исследование визуальных образов, преимущественно продуцируемых в сети Инстаграм, раскрывающих новые тенденции визуальной культуры, практики, эстетические поиски. В том числе, рассматривается влияние новых философских идей на визуальную культуру
и их взаимосвязь с концепцией метамодернизма.
Глава III посвящена разработке проекта конференции «От «-пост»
к метамодернизму. Теории о практиках», направленной на популяризацию современных гуманитарных исследований, а также углубление и изучение концепции метамодернизма, ее категорий.
В Заключении представлены обобщенные выводы исследования, намечаются векторы дальнейшего изучения данной темы.
Предмет исследования: парадигма метамодернизма в современной визуальной культуре
Объект исследования: репрезентация актуальных тенденций визуальной культуры в современной медиа-среде
Цель исследования: проследить, каким образом основные положения концепции метамодернизма выражаются в современной визуальной культуре
Задачи работы:
1) проанализировать проблему концептуализации современной культуры, исходя из предположения об утрате актуальности доминировавшей ранее концепции постмодернизма; рассмотреть современные альтернативы постмодернистской парадигме.
2) описать утвердившиеся на сегодняшний день основы концепции метамодернизма: ее основные категории, перспективы дальнейшего развития, ограничения и критику.
3) в рамках авторского исследования показать возможность применения концепции метамодернизма для концептуализации повседневных практик современной культуры.
4) на примере темы «темной экологии» в современном искусстве рассмотреть объектно-ориентированный и спекулятивный поворот в онтологии в его отношении к визуальной культуре.
5) выявить, каким образом в актуальных дизайн-решениях демонстрируется нечеловеческая эстетика в ее взаимосвязи с формированием новой культурной парадигмы.
6) рассмотреть, каким образом в рамках современной визуальной культуры происходит актуализация традиционных практик, их переосмысление и трансформация.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, сопровожденных визуальным материалом, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем исследования составляет 90 страниц.
В главе I рассмотрен вопрос утраты актуальности постмодернизма как ранее доминировавшей культурной парадигмы. Обозначены альтернативные концепции, претендующие на более релевантное описание современности, а также подробно описана концепция метамодернизма как наиболее на эту роль подходящая. Вместе с тем, представлен анализ ряда повседневных практик, социальных и экономических трансформаций, подтверждающих данную концепцию и ее аспекты.
В главе II представлено исследование визуальных образов, преимущественно продуцируемых в сети Инстаграм, раскрывающих новые тенденции визуальной культуры, практики, эстетические поиски. В том числе, рассматривается влияние новых философских идей на визуальную культуру
и их взаимосвязь с концепцией метамодернизма.
Глава III посвящена разработке проекта конференции «От «-пост»
к метамодернизму. Теории о практиках», направленной на популяризацию современных гуманитарных исследований, а также углубление и изучение концепции метамодернизма, ее категорий.
В Заключении представлены обобщенные выводы исследования, намечаются векторы дальнейшего изучения данной темы.