Звукозапись как явление аудиовизуальной культуры России XX и XXI веков

Чаплюк Тимофей Анатольевич

Аннотация


Работа посвящена культурологическому анализу звукозаписи как явления аудиовизуальной культуры в России в период с начала XX века по настоящее время с особым акцентом на советском периоде. Звукозапись рассматривается с точки зрения культуры, социологии, истории, отдельно поднимается вопрос об издательском деле, особенно так называемых "нелегальных" физических носителей: пластинок, компакт-дисков, кассет,DVD и прочих иных разновидностей.
Объект исследования – современная медиакультура XX-XXI веков.
Предмет исследования – отечественная звукозапись.
Цель исследования – раскрыть особенности звукозаписи как явления аудиовизуальной культуры России XX-XXI веков.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить терминологическую основу исследования (медиакультура, аудиовизуальная культура, звукозапись, звукоиздательство и др.).
2. Представить краткую историю звукозаписи в России и за рубежом.
3. Характеризовать основные аудиоисточники, их виды, особенности, функционирование в аудиовизуальной культуре ХХ-ХХI веков.
4. Исследовать специфику звукоиздательства и аудиального рынка.
5. Рассмотреть "пиратство" и "самиздат" как факторы современной музыкальной индустрии.
6. Разработать собственный проект: рекорд-лейбл «Gatemouth».

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во Введении определены актуальность, степень разработанности проблемы, выделены объект, предмет, цели и задачи исследования, а также описана теоретико-методологическая база исследования, степень научной разработанности и научная новизна.
В Главе 1 «Теоретико-методологические основания исследования аудиовизуальной культуры» раскрывается сущность и специфика базовых понятий, а также рассматривается история формирования звукозаписи как элемента культуры с момента создания до наших дней, раскрываются аудиоисточники, их сущность, виды, функционирование.
В главе 2 «Развитие индустрии звукозаписи в современной отечественной культуре» рассматривается издательское дело в стране, его ретроспектива и основные положения, характеризуются социальные особенности аудиорынка. Отдельный параграф посвящен такому неоднозначному явлению в аудиовизуальной культуре, как «пиратство» и «самиздат».
В третьей главе представлен проект рекорд-лейбла Gatemouth, призванный осветить ряд проблем современной российской звукозаписи и решить их путем запуска новой рекорд-компании.
В заключении подводится итог проведенного исследования и намечаются дальнейшие перспективы исследования проблем отечественной звукозаписи как культурного явления.