ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Аннотация
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе представлены общие теоретические аспекты исследования межкультурной компетентности. В первом параграфе определены сущностные характеристики межкультурной компетентности как составной части межкультурной коммуникации. Также рассмотрены подходы с позиции эффективности межкультурного диалога и выделен компетентностный подход. Обобщены подходы российских и зарубежных ученых к определению понятия и структуры межкультурной компетентности. Во втором параграфе проведен анализ процессов социализации и инкультурации как способов для формирования коммуникативного опыта и социокультурной компетентности личности. Для формирования же межкультурной компетентности необходимы дополнительные методы обучения, которые также были рассмотрены в данном параграфе.
Вторая глава, состоящая из двух параграфов, описывает специфику формирования межкультурной компетентности в детском возрасте. В первом параграфе данной главы рассмотрена этнокультурная компетентность в ее взаимосвязи с межкультурной. А также обосновывается необходимость учитывать специфику возрастной категории и особенностей изучаемой культуры при выборе форм, способов и методов обучения. Во втором параграфе описана проблема формирования межкультурной компетентности визуальными средствами. Рассмотрена специфика детского восприятия. Отдельное внимание уделено анимации как одному из способов постижения другой культуры.
Третья глава представляет собой проектный раздел, в котором описываются возможности детского межкультурного лагеря или летней этнокультурной школы как модели образовательный среды для формирования межкультурной компетентности. В первом параграфе представлен подготовительный этап двух проектов. Во втором – реализация проекта зимней смены «Япония – мир чудес».
В заключении подводится итог проведенного исследования, и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования межкультурной компетентности в детско-подростковом возрасте.
Текст диссертации изложен на 108 страницах. Библиографический список включает 81 наименование.
Вторая глава, состоящая из двух параграфов, описывает специфику формирования межкультурной компетентности в детском возрасте. В первом параграфе данной главы рассмотрена этнокультурная компетентность в ее взаимосвязи с межкультурной. А также обосновывается необходимость учитывать специфику возрастной категории и особенностей изучаемой культуры при выборе форм, способов и методов обучения. Во втором параграфе описана проблема формирования межкультурной компетентности визуальными средствами. Рассмотрена специфика детского восприятия. Отдельное внимание уделено анимации как одному из способов постижения другой культуры.
Третья глава представляет собой проектный раздел, в котором описываются возможности детского межкультурного лагеря или летней этнокультурной школы как модели образовательный среды для формирования межкультурной компетентности. В первом параграфе представлен подготовительный этап двух проектов. Во втором – реализация проекта зимней смены «Япония – мир чудес».
В заключении подводится итог проведенного исследования, и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования межкультурной компетентности в детско-подростковом возрасте.
Текст диссертации изложен на 108 страницах. Библиографический список включает 81 наименование.