Фестивали contemporary dance как способ популяризации современного танца в Свердловской области (на примере Нижнего Тагила)

Щербакова Екатерина Анатольевна

Аннотация


Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим интересом, как со стороны танцовщиков, так и со стороны зрителей к направлению contemporary dance. Сегодня ставятся спектакли современного танца в репертуарных театрах, регулярно проводятся фестивали, лаборатории. Однако говорить о возникновении мейнстрима современного танца мы не можем. Об этом свидетельствует и плохо развитая инфраструктура contemporary dance, и отсутствие полноценного качественного образования, и отсутствие программы поддержки на государственном уровне. Важным также является и тот факт, что танец у большинства населения России до сих пор ассоциируется лишь с классическим балетом, народным, эстрадным танцем или клубным. Во многом это связано с тенденцией разделения культуры на столичную и провинциальную, городскую и сельскую. Так, большая часть творческих сил и культурных центров Свердловской области расположена в Екатеринбурге, что делает многие культурные блага и ценности труднодоступными для жителей малых городов и поселений. При росте количества концертов и спектаклей сохраняется тенденция снижения количества мероприятий, которые проводят театры и концертные организации в сельских и отдаленных территориях.
Так, в области современного искусства, в том числе и в contemporary dance, Екатеринбург на сегодняшний день является единственным прогрессивным центром Свердловской области. В других же городах Свердловской области современное искусство развивается медленно или же не развивается вовсе, несмотря на сформировавшийся в обществе запрос.
Нижний Тагил является вторым по своим масштабам городом в Свердловской области. Сегодня индустриальный город находится в вакууме, который не позволяет развиваться новым культурным течениям. В связи с этим в городе наблюдается миграционная динамика творческих молодых людей, которые не видят возможности развиваться в родном городе.
В Нижнем Тагиле танец contemporary dance на данном этапе не получил явного развития, однако интерес существует, особенно среди молодежи. В городе есть коллективы, руководители которых своими силами развивают и популяризируют данное направление: организуют показы танц-спектаклей, приглашают известных екатеринбургских танцоров для проведения мастер-классов по contemporary dance, участвуют в межрегиональных фестивалях. Однако о постоянном развитии жанра можно будет говорить лишь тогда, когда в Нижнем Тагиле сформируется определенная питательная среда, которая создаст условия, чтобы хореографы и молодые танцовщики contemporary dance могли расширять свой диапазон, улучшать профессиональные навыки, а также поучали возможность регулярно выступать перед аудиторией. Шагом в этом направлении может стать фестиваль-лаборатория «Контакт», который планируется провести в Нижнем Тагиле.
Так как развитие contemporary dance в России началось в 90-х гг XX века, хронология нашего исследования охватывает этот период и современность.
Целью данной работы: выявить возможности фестиваля contemporary dance для популяризации современного танца в Нижнем Тагиле.
Задачи исследования:
1. Проанализировать фестивали современного искусства Свердловской области.
2. Определить, какими способами фестиваль может способствовать продвижению актуального искусства в Свердловской области.
3. Провести анализ фестивалей contemporary dance в Свердловской области с точки зрения их идейного содержания и структуры.
4. Охарактеризовать современное культурное пространство Нижнего Тагила.
5. На основе исследования создать проект межрегионального фестиваля contemporary dance для Нижнего Тагила и его окружения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.