Клубы по месту жительства как площадки социализации детей и подростков в сфере досуга.
Аннотация
Актуальность темы исследования.
На современном этапе дополнительное образование и досуг детей и подростков определён в качестве стержневой составляющей образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Оно требует постоянного внимания и поддержки как со стороны государства, общества, так и родительского сообщества, сочетающего воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В процессе свободного дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания «ситуации успеха» для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства, а возможность применения различных видов деятельности на занятиях в творческих объединениях расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует её к творчеству. В сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей.
Дополнительное образование в подростковых клубах по месту жительства, по сути, является практикоориентированным. Оно осуществляется специалистами, профессионалами, эксклюзивными мастерами своего дела, что определяет его многогранность, привлекательность, уникальность и эффективность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» ребёнка, которую он выбирает самостоятельно или с помощью взрослых в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Подростковые клубы по месту жительства, клубы по интересам создают равноправные «стартовые» условия любому ребенку, особо реагируя на быстро меняющиеся потребности детей, оказывают помощь и содействие одарённым и талантливым ребятам, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Деятельность клубов ориентирует и направляет, мотивирует личность к творческому познанию, оказывает социальную помощь в интересах личности, общества, государства.
Подростковый возраст определяет последующую жизнь человека в обществе. В этот период происходит переосмысление ценностей, подросток начинает сравнивать себя с другими людьми, учится взаимодействовать в социуме. В сфере досуга человеку прививаются качества, которые помогут ему в обществе. Он учится понимать себя через свой досуг. Это творческий, сложный, беспрерывный процесс работы над собой, который сформирует характер взрослого интересного человека.
На сегодняшний день клубы по месту жительства играют существенную роль в жизни молодого поколения. Это не просто организация досуга, а организация в социально значимых целях, таких как удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Степень научной разработанности проблемы.
Несмотря на укоренённость данной проблемы в современном обществе, она остаётся актуальной и злободневной. Ведь именно организация свободного времени подрастающего поколения влияет на благополучие нашего общества.
В научной литературе эта проблема изучается в рамках философского, социологического, психологического и педагогического аспектов.
Так, общие закономерности становления личности раскрыты в исследованиях философов и социологов В.Г. Афанасьева, Г.И.Петровой, В. Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.
Теоретические подходы к анализу современных проблем социализации подростков в сфере дополнительного образования раскрываются в научных трудах B.П.Вахтерева, Л.С.Выготского, Ю.К.Бабанского, П.Ф.Каптерева, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.
Вопросы клубной деятельности раскрываются в работах таких авторов, как А.С. Рылеева, М.Р. Мирошкина, В. В. Полукаров, М.Д. Виноградова, В.А. Караковский, А.С. Макаренко и др.
Объект исследования – социализация детей и подростков.
Предмет исследования – социализация детей и подростков через досуговую деятельность.
Цель работы заключается в анализе особенностей социализации детей и подростков в сфере досуга на примере клубной деятельности по месту жительства.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие, сущность и определить социальную значимость досуга и свободного времени личности несовершеннолетнего ребёнка;
– выявить и классифицировать разновидности досуговой деятельности;
– рассмотреть досуговую деятельность как средство социализации подростков;
– представить общую характеристику клубов;
– проанализировать формы и типы клубной деятельности;
– путём проведения детализированного анализа собранного материала и обоснования сформулировать выводы, относящиеся к основным проблемам клубной деятельности;
– разработать план реализации проекта «Курс по рисованию комиксов».
Методология и методы исследования.
Научно-теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: С.М. Алькеевой, И.М. Асановой, И.С. Бочарникова, А.В. Бережной и других.
В процессе исследования были использованы следующие основные методы:
Комплексный подход. Данный подход позволяет сочетать методы различных наук, в данном случае культурологии, социологии, а также психологии и педагогики. Комплексный подход был использован при изучении социально-культурного и психологического аспектов социализации детей в сфере свободного времени.
Метод структурно-функционального анализа, базирующийся на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Данный метод позволил определить основные элементы и функции клубной деятельности по месту жительства.
База исследования – клуб по месту жительства «Альянс» (: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 3/Б).
Структура и объем работы.
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, методологию и методы.
В первой главе уточняются понятия «свободное время» и «досуг», рассматриваются их особенности и социальная значимость, а также изучаются возможности и проблемы социализации подростков.
Во второй главе анализируются понятия «клуб» и «клубная деятельность», рассматривается история и особенности клубов по месту жительства, раскрываются функции, формы и типы клубной деятельности, а так же их проблемы и перспективы.
В третьей главе представлен авторский проект «Курс по рисованию комиксов», разработанный на базе клуба по месту жительства «Альянс».
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения выпускной квалификационной работы.
На современном этапе дополнительное образование и досуг детей и подростков определён в качестве стержневой составляющей образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Оно требует постоянного внимания и поддержки как со стороны государства, общества, так и родительского сообщества, сочетающего воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В процессе свободного дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания «ситуации успеха» для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства, а возможность применения различных видов деятельности на занятиях в творческих объединениях расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует её к творчеству. В сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей.
Дополнительное образование в подростковых клубах по месту жительства, по сути, является практикоориентированным. Оно осуществляется специалистами, профессионалами, эксклюзивными мастерами своего дела, что определяет его многогранность, привлекательность, уникальность и эффективность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» ребёнка, которую он выбирает самостоятельно или с помощью взрослых в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Подростковые клубы по месту жительства, клубы по интересам создают равноправные «стартовые» условия любому ребенку, особо реагируя на быстро меняющиеся потребности детей, оказывают помощь и содействие одарённым и талантливым ребятам, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Деятельность клубов ориентирует и направляет, мотивирует личность к творческому познанию, оказывает социальную помощь в интересах личности, общества, государства.
Подростковый возраст определяет последующую жизнь человека в обществе. В этот период происходит переосмысление ценностей, подросток начинает сравнивать себя с другими людьми, учится взаимодействовать в социуме. В сфере досуга человеку прививаются качества, которые помогут ему в обществе. Он учится понимать себя через свой досуг. Это творческий, сложный, беспрерывный процесс работы над собой, который сформирует характер взрослого интересного человека.
На сегодняшний день клубы по месту жительства играют существенную роль в жизни молодого поколения. Это не просто организация досуга, а организация в социально значимых целях, таких как удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Степень научной разработанности проблемы.
Несмотря на укоренённость данной проблемы в современном обществе, она остаётся актуальной и злободневной. Ведь именно организация свободного времени подрастающего поколения влияет на благополучие нашего общества.
В научной литературе эта проблема изучается в рамках философского, социологического, психологического и педагогического аспектов.
Так, общие закономерности становления личности раскрыты в исследованиях философов и социологов В.Г. Афанасьева, Г.И.Петровой, В. Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.
Теоретические подходы к анализу современных проблем социализации подростков в сфере дополнительного образования раскрываются в научных трудах B.П.Вахтерева, Л.С.Выготского, Ю.К.Бабанского, П.Ф.Каптерева, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.
Вопросы клубной деятельности раскрываются в работах таких авторов, как А.С. Рылеева, М.Р. Мирошкина, В. В. Полукаров, М.Д. Виноградова, В.А. Караковский, А.С. Макаренко и др.
Объект исследования – социализация детей и подростков.
Предмет исследования – социализация детей и подростков через досуговую деятельность.
Цель работы заключается в анализе особенностей социализации детей и подростков в сфере досуга на примере клубной деятельности по месту жительства.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие, сущность и определить социальную значимость досуга и свободного времени личности несовершеннолетнего ребёнка;
– выявить и классифицировать разновидности досуговой деятельности;
– рассмотреть досуговую деятельность как средство социализации подростков;
– представить общую характеристику клубов;
– проанализировать формы и типы клубной деятельности;
– путём проведения детализированного анализа собранного материала и обоснования сформулировать выводы, относящиеся к основным проблемам клубной деятельности;
– разработать план реализации проекта «Курс по рисованию комиксов».
Методология и методы исследования.
Научно-теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: С.М. Алькеевой, И.М. Асановой, И.С. Бочарникова, А.В. Бережной и других.
В процессе исследования были использованы следующие основные методы:
Комплексный подход. Данный подход позволяет сочетать методы различных наук, в данном случае культурологии, социологии, а также психологии и педагогики. Комплексный подход был использован при изучении социально-культурного и психологического аспектов социализации детей в сфере свободного времени.
Метод структурно-функционального анализа, базирующийся на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Данный метод позволил определить основные элементы и функции клубной деятельности по месту жительства.
База исследования – клуб по месту жительства «Альянс» (: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 3/Б).
Структура и объем работы.
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, методологию и методы.
В первой главе уточняются понятия «свободное время» и «досуг», рассматриваются их особенности и социальная значимость, а также изучаются возможности и проблемы социализации подростков.
Во второй главе анализируются понятия «клуб» и «клубная деятельность», рассматривается история и особенности клубов по месту жительства, раскрываются функции, формы и типы клубной деятельности, а так же их проблемы и перспективы.
В третьей главе представлен авторский проект «Курс по рисованию комиксов», разработанный на базе клуба по месту жительства «Альянс».
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения выпускной квалификационной работы.