Аудио-визуальные технологии в музейно-педагогической работе с подростками
Аннотация
Исследование посвящено изучению возможности использования аудиовизуальных технологий в музейно-педагогической работе с подростками.
Актуальность. Музей в настоящее время практически ушёл от позиционирования себя исключительно как «места хранилища старины», его пространство приобретает новые функции и смыслы. Современный музей – это место диалогов: диалога культур, диалога сообществ, диалога поколений. Культурно-просветительская работа музея в современной модели коммуникации с посетителем строится на педагогических технологиях, которые помогают эффективно использовать образовательные ресурсы музея для воздействия на музейную аудиторию. С особым вниманием многие музеи относятся к воспитанию подрастающего поколения, к одной из наиболее психологически и педагогически уязвимой возрастной группе – подросткам. Воспитание подрастающего поколения – сквозная педагогическая проблема, которая в разное время решалась по-разному. Перед современными педагогами стоит задача культурно-воспитательной работы в условиях современного динамично меняющегося мира. Приобщение к культурным ценностям, современным нормам нравственности и этики, формирование социально-полезных качеств, активизация творческой деятельности – всё это сфера деятельности современного педагога. Музей же как институт сохранения культурно-исторической памяти, культурных ценностей и социального опыта обладает высоким образовательным потенциалом. Задача музейного педагога – эффективно использовать этот потенциал, а также найти формы и средства вовлечения подростка в деятельность музея. Использование неактуальных форматов чревато отсутствием интереса подростка к культурном наследию и к музею в целом.
Объект исследования – музейно-педагогическая работа с подростками.
Предмет – использование аудиовизуальных технологий в педагогический работе музея с подростками.
Цель исследования – изучение воздействия аудиовизуальных технологий на личность подростка и возможность их применения в музейно-педагогической работе.
Первая глава «Музей и подросток: теория и практика музейной педагогики» посвящена исследованию теории и практики музейной педагогики: рассматривается исторические становление музейной педагогики как научной дисциплины, характеризуется её современное положение; выявляются психолого-педагогические особенности подросткового возраста, исследуется роль музейной педагогики в формировании личности подростка; описывается опыт российских музеев в педагогической работе с подростками.
Во второй главе «Аудиовизуальные технологии в пространстве современного музея» исследуются вопросы применения аудиовизуальных технологий и аудиовизуального творчества в педагогической работе с подростками; описываются аудиовизуальные ресурсы современного музея.
В третьей главе «Проект подростковой музейной арт-резиденции «Карта Памяти» представлена разработка проекта музейной подростковой арт-резиденции, представляющая собой разноплановую творческую коммуникацию музея с подростками.
Актуальность. Музей в настоящее время практически ушёл от позиционирования себя исключительно как «места хранилища старины», его пространство приобретает новые функции и смыслы. Современный музей – это место диалогов: диалога культур, диалога сообществ, диалога поколений. Культурно-просветительская работа музея в современной модели коммуникации с посетителем строится на педагогических технологиях, которые помогают эффективно использовать образовательные ресурсы музея для воздействия на музейную аудиторию. С особым вниманием многие музеи относятся к воспитанию подрастающего поколения, к одной из наиболее психологически и педагогически уязвимой возрастной группе – подросткам. Воспитание подрастающего поколения – сквозная педагогическая проблема, которая в разное время решалась по-разному. Перед современными педагогами стоит задача культурно-воспитательной работы в условиях современного динамично меняющегося мира. Приобщение к культурным ценностям, современным нормам нравственности и этики, формирование социально-полезных качеств, активизация творческой деятельности – всё это сфера деятельности современного педагога. Музей же как институт сохранения культурно-исторической памяти, культурных ценностей и социального опыта обладает высоким образовательным потенциалом. Задача музейного педагога – эффективно использовать этот потенциал, а также найти формы и средства вовлечения подростка в деятельность музея. Использование неактуальных форматов чревато отсутствием интереса подростка к культурном наследию и к музею в целом.
Объект исследования – музейно-педагогическая работа с подростками.
Предмет – использование аудиовизуальных технологий в педагогический работе музея с подростками.
Цель исследования – изучение воздействия аудиовизуальных технологий на личность подростка и возможность их применения в музейно-педагогической работе.
Первая глава «Музей и подросток: теория и практика музейной педагогики» посвящена исследованию теории и практики музейной педагогики: рассматривается исторические становление музейной педагогики как научной дисциплины, характеризуется её современное положение; выявляются психолого-педагогические особенности подросткового возраста, исследуется роль музейной педагогики в формировании личности подростка; описывается опыт российских музеев в педагогической работе с подростками.
Во второй главе «Аудиовизуальные технологии в пространстве современного музея» исследуются вопросы применения аудиовизуальных технологий и аудиовизуального творчества в педагогической работе с подростками; описываются аудиовизуальные ресурсы современного музея.
В третьей главе «Проект подростковой музейной арт-резиденции «Карта Памяти» представлена разработка проекта музейной подростковой арт-резиденции, представляющая собой разноплановую творческую коммуникацию музея с подростками.