Трансформация телесности в массовой культуре XXI века

Федотова Любовь Сергеевна

Аннотация


Актуальность изучения тела и телесности в современном обществе в рамках социальных сетей заключается в том, что социальные сети не только транслируют стандарты красоты, как искусство раньше, но и самостоятельно формируют их.
Объект исследования – феномен телесности.
Предмет исследования – трансформация женской телесности в социальных сетях и их влияние на её.
Цель – проанализировать трансформацию женской телесности в современном обществе на базе российского сегмента социальных сетей.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
1. Выявить ключевые характеристики телесности на основе подходов, изучающих понятия «тело» и «телесность»;
2. Изучить видоизменение канона женского тела в западноевропейской истории в период от Античности до XX века;
3. Охарактеризовать специфику социальных сетей как средства массовой культуры;
4. Провести анализ трансформации женской телесности в социальных сетях.
Цель и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава «Феномен телесности в социокультурном контексте» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе рассмотрены подходы к изучению тела и телесности в гуманитарных исследованиях: культурно-антропологический, философский и социологический. В конце параграфа дано определение понятия «телесность», необходимое для дальнейшего изучения этого социокультурного феномена.
Основой второго параграфа была история западноевропейских представлений о теле, начиная от эпохи Античности, потому что именно в это время начинается теоретическая проработка понятий «тела» и «телесность», до XXI века. Для иллюстрации взглядов об эталонном теле были использованы объекты художественной культуры как наглядное отражение описываемых идей. В дальнейшем отражение представлений о теле происходило в рамках визуальной культуры, потому что визуальность в XXI веке становится способом репрезентации окружающего мира.
Вторая глава «Трансформация женской телесности в российских социальных сетях» состоит из двух параграфов.
Первый параграф посвящен социальным сетям как части массовой культуры. В нем рассматриваются концепции массовой культуры. Затем изучаются социальные сети, а именно то как они формируют новое цифровое социокультурное пространство. В параграфе также сделан акцент на манипулятивную и аксиологическую функции социальных сетей.
Второй параграф представляет собой анализ трансформации женской телесности в рамках российского сегмента социальных сетей: Вконтакте, Instagram, TikTok.
В заключении подводятся итоги исследования.