Творческий путь Вальтера Шписа (1895-1942) в контексте развития европейского и индонезийского искусств первой половины XX века

Сенокосова Анастасия Николаевна

Аннотация


Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию разнообразной творческой деятельности русско-немецкого художника-эмигранта, педагога, музыканта, этнографа – Вальтера Шписа (1895-1942) в контексте отечественной, европейской и индонезийской культурной среды первой половины XX века. Периодизацию жизни Вальтера Шписа можно изложить через вехи его изобразительного творчества: он родился и вырос в Москве, впервые осознал себя художником в Башкирии, куда в годы Первой мировой войны в 1915 г. был интернирован как немец. Русские мотивы долго оставались питательной средой его творчества в эмиграции в Германии, начиная с 1918 г., где он стал профессиональным живописцем, принятым критикой и художественными сообществами. В Индонезии, где В. Шпис жил и работал с 1923 г., он проявил себя как транс-национальный мастер; ему было суждено сыграть огромную роль в сохранении культурного наследия о. Бали, реформировать местное изобразительное искусство, обозначив новый этап его развития. Судьба и творчество Вальтера Шписа, неразрывно связанные с Россией, Германией и Индонезией, его художественная, преподавательская, музыкальная, этнографическая деятельность на Бали и сосредоточенный путь к собственной индивидуальности – в совокупности определили место В. Шписа в искусстве и культуре ХХ-го столетия как художника, музыканта и педагога, дистанцированного от суеты, склонного к постоянному и сосредоточенному раздумью, неизменно устремленного к синтезу искусств, к поиску все более совершенных сочетаний формальных систем.