Образы юрэй в гравюре укиё-э позднего периода Эдо
Аннотация
Со времен раннего средневековья в Японии существовал особый литературный жанр - кайдан (повествование о необычайном и странном), выступавший своеобразным сборником историй о сверхъестественных существах. Основные герои данного жанра: божества ками (великое множество), ёкаи (сверхъестественные существа), цукумогами (духи вещи). Сюжеты кайдана имели фольклорную, мифологическую, религиозную и бытовую основу, а основные герои могли быть добрыми, злыми, мстительными и нейтральными . И именно в период Эдо (1603 – 1868) жанр кайдан получает свое признание и начинает проникать в другие виды искусства: возрастает популярность иллюстрирования литературных источников через японскую гравюру на дереве – укиё-э («мира бренного», мира земной суеты»). Специфичность жанра обусловлена не только тем, что он является феноменом японской культуры, но и тем, что он проникает в изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, в гравюре укиё-э периода Эдо появляется особый подвид изображений, иллюстрирующий литературу жанра кайдан, а к концу XIX века появляются самостоятельные изображения, вдохновленные этим жанром. Одними из самых популярных персонажей литературного жанра кайдан являются юрэй (призраки/духи). Впоследствии, появляется отдельный жанр пьес – кайдан-моно. В данных пьесах главными героями становятся уже непосредственно сами призраки, а самым популярным для репертуара кабуки являлся онрё – он же мстительных дух.