«Социально-психологический тренинг как средство подготовки юных спортсменов к первым соревнованиям»
Аннотация
В последние годы в ряде видов спорта, таких как хоккей, футбол, фигурное катание, художественная гимнастика наблюдается значительное увеличение подготовительных групп со снижением возраста юных спортсменов от 3 до 5 лет.
Данная тенденция вызвана на наш взгляд не столько проблемой омоложения или ранней профессионализации спорта, сколько запросом со стороны родителей и возрастающей конкуренцией при отборе детей на бюджетные места в ДСШ, который в художественной гимнастике и в футболе уже осуществляется в 6 лет, а в хоккее в 9 лет.
Значимость психологической подготовки юных спортсменов к первым соревнованиям определяется следующими факторами:
Ранней профессионализацией , которая выражается в том, что начало соревновательной деятельности приходится на возраст 7-8 лет
Переживанием стрессовых состояний перед началом соревнований, во время, после завершения.
Возрастными особенностями детей младшего школьного возраста:высокой тревожностью, неуверенностью, не достаточной самостоятельностью, не готовностью к рефлексии своей деятельности
Отсутствием целенаправленной работы тренера по подготовке детей к первым соревнованиям.
При этом следует отметить , что психологическая подготовка юных спортсменов к первым соревнованиям остается одной из наименее разработанных тем, и мало регламентируемой в практике спорта. (Е.Е. Хвацкая, Н.Б. Стамбулова, Р.С. Уэйнбегр, Д. Гоулд, БомпаТудор и др.).
В силу вышесказанного становится очевидным необходимость глубоко изучения проблемы влияния соревновательной деятельности на юных спортсменов 6-7 лет.
Это вызвано, во-первых, тем, что участие в соревнованиях для юных спортсменов – это, прежде всего, большой стресс, который без правильной психологической работы тренера-педагога и разумного поведения родителей может стать причиной развития у детей таких симптомов, как боязнь поражений, страх наказания, снижение самооценки и формирования неуверенности в себе (Е.Е. Хвацкая, Н.Б. Стамбулова, Р.С. Уэйнбегр, Д. Гоулд, БомпаТудор и др.).
Так, БомпаТудор акцентирует внимание на том, что стрессовое состояние, связанное с соревновательной деятельностью, может проявляться у детей как перед началом соревнований, так и во время участия в них, так и после их завершения.
Во-вторых, с тем, что психологическая подготовка юных спортсменов к первым соревнованиям остается одной из наименее разработанных тем, и мало регламентируемой в практике спорта.
Объект исследования: процесс подготовки юных спортсменов к соревнованиям
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство психологической подготовки юных спортсменов к первым соревнованиям.
Цель разработать и внедрить программу социально-психологического тренинга в процесс психологической подготовки юных спортсменов.
Гипотеза исследования: Проведение социально-психологического тренинга при подготовке юных спортсменов к первым соревнованиям, включающим в себя комплекс психологических игр и упражнений, может способствовать повышению у юных спортсменов уверенности в себе и готовности к преодолению соревновательного стресса, и как следствие к повышению спортивного результата.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме психологической подготовки юных спортсменов к соревнованиям на этапе начальной подготовки.
2) Разработать, апробировать и оценить эффективность программы социально-психологического тренинга по психологической подготовке юных спортсменов к соревнованиям
3) Разработать рекомендации по организации социально-психологического тренинга
Данная тенденция вызвана на наш взгляд не столько проблемой омоложения или ранней профессионализации спорта, сколько запросом со стороны родителей и возрастающей конкуренцией при отборе детей на бюджетные места в ДСШ, который в художественной гимнастике и в футболе уже осуществляется в 6 лет, а в хоккее в 9 лет.
Значимость психологической подготовки юных спортсменов к первым соревнованиям определяется следующими факторами:
Ранней профессионализацией , которая выражается в том, что начало соревновательной деятельности приходится на возраст 7-8 лет
Переживанием стрессовых состояний перед началом соревнований, во время, после завершения.
Возрастными особенностями детей младшего школьного возраста:высокой тревожностью, неуверенностью, не достаточной самостоятельностью, не готовностью к рефлексии своей деятельности
Отсутствием целенаправленной работы тренера по подготовке детей к первым соревнованиям.
При этом следует отметить , что психологическая подготовка юных спортсменов к первым соревнованиям остается одной из наименее разработанных тем, и мало регламентируемой в практике спорта. (Е.Е. Хвацкая, Н.Б. Стамбулова, Р.С. Уэйнбегр, Д. Гоулд, БомпаТудор и др.).
В силу вышесказанного становится очевидным необходимость глубоко изучения проблемы влияния соревновательной деятельности на юных спортсменов 6-7 лет.
Это вызвано, во-первых, тем, что участие в соревнованиях для юных спортсменов – это, прежде всего, большой стресс, который без правильной психологической работы тренера-педагога и разумного поведения родителей может стать причиной развития у детей таких симптомов, как боязнь поражений, страх наказания, снижение самооценки и формирования неуверенности в себе (Е.Е. Хвацкая, Н.Б. Стамбулова, Р.С. Уэйнбегр, Д. Гоулд, БомпаТудор и др.).
Так, БомпаТудор акцентирует внимание на том, что стрессовое состояние, связанное с соревновательной деятельностью, может проявляться у детей как перед началом соревнований, так и во время участия в них, так и после их завершения.
Во-вторых, с тем, что психологическая подготовка юных спортсменов к первым соревнованиям остается одной из наименее разработанных тем, и мало регламентируемой в практике спорта.
Объект исследования: процесс подготовки юных спортсменов к соревнованиям
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство психологической подготовки юных спортсменов к первым соревнованиям.
Цель разработать и внедрить программу социально-психологического тренинга в процесс психологической подготовки юных спортсменов.
Гипотеза исследования: Проведение социально-психологического тренинга при подготовке юных спортсменов к первым соревнованиям, включающим в себя комплекс психологических игр и упражнений, может способствовать повышению у юных спортсменов уверенности в себе и готовности к преодолению соревновательного стресса, и как следствие к повышению спортивного результата.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме психологической подготовки юных спортсменов к соревнованиям на этапе начальной подготовки.
2) Разработать, апробировать и оценить эффективность программы социально-психологического тренинга по психологической подготовке юных спортсменов к соревнованиям
3) Разработать рекомендации по организации социально-психологического тренинга