«Ментальная тренировка как средство повышения психических ресурсов спортсменов»
Аннотация
Актуальность: Одной из проблем современной спортивной психологии является возможность включать дополнительные психические резервы в процесс подготовки спортсменов. В связи с этим актуальным представляется поиск новых подходов и средств, для решения этой проблемы.
Один из наиболее эффективных способов повысить психологическую подготовку в спорте является ментальный тренинг. Ментальный тренинг – один из разделов спортивной подготовки, который концентрируется на по-мощи спортсменам преодолевать психологические препятствия, мешающие им выступать и достигать высоких результатов. Ментальный тренинг активно стал использоваться в спорте, начиная с 60 годов прошлого столетия. Были показаны возможности ментального тренинга как средства улучшения техники спортсмена (идеомоторная тренировка), снижения возбуждения, тревоги, ускорения процессов восстановления после тренировки.
Однако, как показали исследования эффективности ментального тренинга, его возможности в большей степени реализуются в процессе регуляции психофизиологических процессов ( Унесталь, Родионов, Алексеев ). В тоже время недостаточно используются возможности ментального тренинга как средства формирования личностных качеств, смысловых установок спортсмена. Именно эти психологические образования в большей степени помогают включать в процесс психологической подготовки дополнительно психические ресурсы спортсменов.
В числе этих ресурсов важное место занимают способность к произвольной саморегуляции, формирования адекватных самооценок, способность к рефлексии. Эти психологические образования позволяют в большей степени способствовать формированию уверенности спортс-менов, психологической стабильности и надежности в различных видах деятельности (Моросанова , Деси, Райян).
В свою очередь это требует в определенной степени переориентации ментального тренинга из средства регуляции психофизических процессов в метод формирования определенных психологических качеств.
Это определило тему данного исследования «Ментальная трени-ровка как средство повышения психических ресурсов спортсменов».
Объект: Процесс психологической подготовки студентов – спортсме-нов.
Предмет: Метод ментальной тренировки, как средство повышения психических ресурсов студентов – спортсменов.
Цель: Использование ментального тренинга и дзюдо для повышения психических ресурсов студентов – спортсменов.
Задачи:
1) Изучить литературу, посвященную ментальному тренингу в спорте
2) Составить программу использования ментального тренинга
3) Исследовать эффективность программы
4) Разработать практические рекомендации по повышению психи-ческих ресурсов спортсменов.
Гипотеза: Использование ментального тренинга позволит повысить психические ресурсы и эффективность спортивной деятельности студентов-спортсменов (дзюдо).
Один из наиболее эффективных способов повысить психологическую подготовку в спорте является ментальный тренинг. Ментальный тренинг – один из разделов спортивной подготовки, который концентрируется на по-мощи спортсменам преодолевать психологические препятствия, мешающие им выступать и достигать высоких результатов. Ментальный тренинг активно стал использоваться в спорте, начиная с 60 годов прошлого столетия. Были показаны возможности ментального тренинга как средства улучшения техники спортсмена (идеомоторная тренировка), снижения возбуждения, тревоги, ускорения процессов восстановления после тренировки.
Однако, как показали исследования эффективности ментального тренинга, его возможности в большей степени реализуются в процессе регуляции психофизиологических процессов ( Унесталь, Родионов, Алексеев ). В тоже время недостаточно используются возможности ментального тренинга как средства формирования личностных качеств, смысловых установок спортсмена. Именно эти психологические образования в большей степени помогают включать в процесс психологической подготовки дополнительно психические ресурсы спортсменов.
В числе этих ресурсов важное место занимают способность к произвольной саморегуляции, формирования адекватных самооценок, способность к рефлексии. Эти психологические образования позволяют в большей степени способствовать формированию уверенности спортс-менов, психологической стабильности и надежности в различных видах деятельности (Моросанова , Деси, Райян).
В свою очередь это требует в определенной степени переориентации ментального тренинга из средства регуляции психофизических процессов в метод формирования определенных психологических качеств.
Это определило тему данного исследования «Ментальная трени-ровка как средство повышения психических ресурсов спортсменов».
Объект: Процесс психологической подготовки студентов – спортсме-нов.
Предмет: Метод ментальной тренировки, как средство повышения психических ресурсов студентов – спортсменов.
Цель: Использование ментального тренинга и дзюдо для повышения психических ресурсов студентов – спортсменов.
Задачи:
1) Изучить литературу, посвященную ментальному тренингу в спорте
2) Составить программу использования ментального тренинга
3) Исследовать эффективность программы
4) Разработать практические рекомендации по повышению психи-ческих ресурсов спортсменов.
Гипотеза: Использование ментального тренинга позволит повысить психические ресурсы и эффективность спортивной деятельности студентов-спортсменов (дзюдо).