Стиль руководства тренера и взаимоотношения со спортсменами в индивидуальных и командных видах спорта
Аннотация
Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав (теоретическая и эмпирическая), заключении, количество списка литературы – 60, 8 таблиц, общее количество работы в страницах -79.
Реалии современного профессионального спорта стоят перед необходимостью изучения тренера как субъекта профессиональной деятельности, как целостной личности, определяющей выбор способов построения собственного пути в спорте.
В ходе исследования использовались теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (обобщение практики тестирования с помощью стандартных и модифицированных психологических тестов). В ходе исследования использовались три психодиагностические методики, методы математической и статистической обработки. Теоретическая значимость определяется обогащением представлений об особенностях индивидуального стиля тренеров в зависимости от вида спорта и влиянии стиля на взаимоотношения со спортсменами.
Выявлено, что у тренеров индивидуальных видов спорта сильная прямая связь между эмоционально-импровизационном стиле (ЭИС) и эмоционально-методическим стилем (ЭМС). Это говорит о преимущественном преобладании эмоционального компонента в стиле деятельности тренеров индивидуальных видов спорта.
Что касается командных видов спорта, то нами выявлена прямая взаимосвязь между эмоционально-методическим стилем и рассуждающе-методичным стилем, это в полной мере не соответствует поведению спортсменов в индивидуальных видах спорта. Это на наш взгляд объясняется спецификой видов спорта, поскольку тренер командных видов спорта, должен не только показать, но чаще всего и объяснить и тактику и технику, при этом уметь управлять взаимодействием игроков.
Влияние стиля деятельности тренера на спортсменов опосредовано его личностными качествами. Нами доказано, во-первых что нет разницы в проявлении доминантных и дружелюбных качеств в зависимости от вида спорта, а есть различие только личностное. Именно от личностных качеств будут зависеть взаимоотношения спортсмена.
В коллективных видах спорта стиль деятельности и руководства тренер будет иметь решающее значение во взаимоотношениях со всеми спортсменами и как следствие определять результат спортивной деятельности, в то время как в индивидуальных видах спорта, стиль деятельности и руководства не будет играть такой ключевой роли
Реалии современного профессионального спорта стоят перед необходимостью изучения тренера как субъекта профессиональной деятельности, как целостной личности, определяющей выбор способов построения собственного пути в спорте.
В ходе исследования использовались теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (обобщение практики тестирования с помощью стандартных и модифицированных психологических тестов). В ходе исследования использовались три психодиагностические методики, методы математической и статистической обработки. Теоретическая значимость определяется обогащением представлений об особенностях индивидуального стиля тренеров в зависимости от вида спорта и влиянии стиля на взаимоотношения со спортсменами.
Выявлено, что у тренеров индивидуальных видов спорта сильная прямая связь между эмоционально-импровизационном стиле (ЭИС) и эмоционально-методическим стилем (ЭМС). Это говорит о преимущественном преобладании эмоционального компонента в стиле деятельности тренеров индивидуальных видов спорта.
Что касается командных видов спорта, то нами выявлена прямая взаимосвязь между эмоционально-методическим стилем и рассуждающе-методичным стилем, это в полной мере не соответствует поведению спортсменов в индивидуальных видах спорта. Это на наш взгляд объясняется спецификой видов спорта, поскольку тренер командных видов спорта, должен не только показать, но чаще всего и объяснить и тактику и технику, при этом уметь управлять взаимодействием игроков.
Влияние стиля деятельности тренера на спортсменов опосредовано его личностными качествами. Нами доказано, во-первых что нет разницы в проявлении доминантных и дружелюбных качеств в зависимости от вида спорта, а есть различие только личностное. Именно от личностных качеств будут зависеть взаимоотношения спортсмена.
В коллективных видах спорта стиль деятельности и руководства тренер будет иметь решающее значение во взаимоотношениях со всеми спортсменами и как следствие определять результат спортивной деятельности, в то время как в индивидуальных видах спорта, стиль деятельности и руководства не будет играть такой ключевой роли