Оценка результатов образования в сфере физической культуры и спорта

Вонсович Кристина Александровна

Аннотация


В выпускной квалификационной работе дается анализ более 60 информационных источников, в которых представлены различные подходы к определению качества образования и оценке результатов. Определение понятия «качество образования» рассматривается с одной стороны, с позиций уровней, то есть возможностей самого образовательного учреждения предоставлять комплекс услуг, определенных Федеральным стандартом, и с другой, потребностей личности и общества (потребителей) с позиций прогноза ее деятельности в будущем. Это дает основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.
В самом определении «физическая культура» заложено понятие культуры, определяющей стороной которой является духовная человеческая функция, связанными с развитием: мышления, воображения, чувств, творчества, через двигательную активность человек может реализовать и такие общекультурные функции как воспитательная, образовательная и оздоровительная. В работе представлен обзор современных педагогических концепций и моделей физического воспитания. Анализ научно-методической литературы, позволил выявить недостаточность проработки в научной литературе проблемы управления качеством общего физкультурного образования. В результате теоретического анализа установлено, что для обеспечения качества в сфере физической культуры необходимо ориентирование на целый комплекс факторов, а именно: подготовку и поддержку высокой квалификации преподавательского состава, оптимальный образовательный процесс, включающий в себя личностно-ориентированные педагогические технологии. На современном этапе большие возможности для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, предоставляет освоение универсальных учебных действий, которым в современной школе отводится особое место. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию, важно понимать, на что она нацелена, и как это оказывает влияние на оценивание учащимся его успехов в учебе. ФГОС содержит обширные и не всегда диагностируемые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Естественно, что различный программный материал по физической культуре имеет свой потенциал в формировании универсальных учебных действий. В настоящее время отсутствует единое понимание в вопросах разработки диагностических материалов для оценки личностных качеств и метапредметных компетенций, проявляемых на занятиях по физической культуре, следствием чего является преимущественная предметная организация содержания общего образования. Существующий оценочный и диагностический инструментарий, применяемый в других образовательных областях, при использовании в сфере физической культуры и спорта теряет большую часть валидности и информативности. Данное обстоятельство подтверждает актуальность исследований в этом направлении.