"Методика обучения техники гребли на байдарке гребцов 10-11 лет"

Мардер Анастасия Романовна

Аннотация


Актуальность. В современном мире, становится всё популярнее здоровый образ жизни. Родители все охотнее отдают детей в спорт. Большинство авторов считает, что гребля на байдарках и каноэ – это один из видов спорта, в котором происходит закаливание организма, дети становятся сильными и выносливыми, гармонично развивается тело. Занятия греблей развивают следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, координационные способности [9]. Сколько бы ни мечтал тренер сразу начать учить новичка на первых уроках гребному искусству - мощно, сильными гребками гнать лодку вперед, первоначально он вынужден обучать спортсмена чувству равновесия и координации, потому что байдарки - очень неустойчивые спортивные снаряды и поначалу в них не так-то легко научиться даже просто сидеть - не переворачиваясь. Вопросами теории и методики гребли на байдарках занимались такие авторы как Б. М. Бондарев, В. В Гамалий, В.Ф. Каверин, и др. [3, 5, 11, 21].
Умение балансировать у гребца сродни искусству канатоходца, и чувство равновесия должно быть развито у байдарочников ничуть не хуже.
Плохой баланс в лодке - весьма распространенная техническая ошибка. Можно вспомнить фамилии гребцов (Штоколов Илья, Собетова Вера), которые переворачивались, вылетали из лодки за несколько метров до того, как стать чемпионами страны.
Чувство равновесия зависит от развития вестибулярного аппарата, психологической устойчивости, умения в сложных условиях водной среды: волнах и ветре, не испытывать панического страха, боясь перевернуться. Это сковывает движения, вызывает нервозность. Тесно связан с равновесием и другой фактор - чувство воды: тонкое мышечное ощущение плотности воды (особенно явно выраженное при захвате воды в начальной фазе гребка). Врожденное или приобретенное умение «понимать воду», не терять связь с нею в любых условиях может помочь достижению высоких скоростей при минимальных затратах физической энергии. Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному – к умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие [3].
Начинающий гребец должен овладеть чувством воды, научиться главному – умению правильно выполнять сильный гребок на уровне своих мышечных ощущений. Ошибки, допущенные в начале обучения, неизбежно приведут к печальным результатам. Поэтому нужно научить самих гребцов вдумчиво относиться к совершенствованию своего технического мастерства. Для достижения высоких спортивных результатов в гребле на байдарках необходимо владение правильной, рациональной техникой гребли [5].
Работа над совершенствованием навыка равновесия, чувства воды тесно переплетается с остальными вопросами технического мастерства гребца и должна проводиться комплексно вместе со всеми другими разделами подготовки [3, 5].
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс гребцов 10-11 лет.
Предмет исследования: методика обучения технике гребли на байдарках гребцов 10-11 лет.
Проблема исследования вытекает из противоречия между недостаточным материально-техническим оснащением тренировочного процесса гребцов с одной стороны, и высокими требованиями к их технической подготовке на современном этапе, с другой стороны. Исходя из этого, появляется необходимость разработки новых подходов к этой проблеме, то есть разработки инновационных методик обучения гребли на байдарках. Отсюда вытекает цель исследования.
Цель исследования: выявление эффективности методики обучения технике гребли на байдарках гребцов 10-11 лет.


Задачи:
1. Провести анализ научно методической литературы, связанной с подготовкой гребцов.
2. Выявить возрастные особенности детей 10-11 лет.
3. Разработать методику обучения технике гребли на байдарке детей 10-11 лет.
4. Выявить и проследить динамику координационной и технической подготовленности, а так же спортивных результатов гребцов 10-11 лет за период эксперимента.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что применение в экспериментальной методике упражнений на равновесие с использованием фитбола и босу, а так же занятий на гребном тренажёре позволит улучшить общую и специальную координацию движений, повысит техническую подготовленность гребцов 10-11 лет, что в результате приведет к улучшению спортивных результатов.