Методика интегральной подготовки в кайтинге на этапе спортивного совершенствования

Гаращенко Денис Валерьевич

Аннотация


Парусный спорт возник из парусного флота. В течение многих тысяч лет парусные суда применялись в мирных и военных целях на внутренних водоемах и на всех морях. Необходимость достигнуть цели быстрее, чем противники и конкуренты, преследовать другой парусный корабль или избежать преследования с помощью лучшего управления парусами привела к потребности формирования специальных знаний, умений и навыков, в последствии – проведению соревнований. Примерно в середине XVII в. управление парусами как состязательная деятельность появилось в Нидерландах. Нидерландское слово «яхта» – самое старое европейское обозна-чение для спортивного парусного судна. Первая парусная регата была проведена в Великобритании в 1661 г. В составе экипажей были профессиональные моряки. Победители награждались денежными призами. В 1775 г. был основан первый яхт-клуб. Он разработал положения о соревнованиях и учредил призы. Одновременно с упадком парусного флота примерно в середине XIX в. возник организованный парусный спорт [11].
Парусный спорт представляет собой соревнования, основанные на перемещении спортивных судов, оснащенных парусами и приводимых в движение только силой ветра. Основными типами судов являются: килевые яхты, швертботы, катамараны, парусная доска (виндсерфинг), доски для кайтинга.
Международный союз парусного спорта (ИЯРУ) основан в 1907 году и объединяет 124 национальные федерации. С 1996 переименован в Международную федерацию парусного спорта (ИСАФ) [13].
В программе Олимпийских игр соревнования по парусному спорту проводятся с 1900 года. Современная олимпийская программа включает 10 дисциплин (5 мужских, 4 женских и 1 смешанную) в девяти классах судов [12].
Кайтинг (кайтбординг, сноукайтинг) – быстроразвивающийся вид парусного спорта. Зародившись в начале 90-х, сегодня он насчитывает более 1 700 000 занимающихся по всему миру. В 2016 году кайтбординг (гоночная часть) будет присутствовать в программе Олимпийских игр в Бразилии, Рио-де-Жанейро как показательная дисциплина. В 2018 году, в Буэнос-Айресе (Аргентина) пройдут юношеские олимпийские игры в этом виде программы. В 2020 году планируется официальное включение в программу олимпийских игр в Токио (Япония).
Гонки являются сутью всего парусного спорта и одной из основных дисциплин в кайтинге. Они основаны на скоростном прохождении заранее выставленной дистанции. Яркая и сложная особенность парусного спорта – соревновательная деятельность в условиях неблагоприятной природной среды: ветер, волны, зачастую низкая температура воды и воздуха.
Несмотря на то, что кайтинг уверенно движется к вершине спортив-ных соревнований – олимпийским играм, в России, практически отсутствует научно-методическая литература о подготовке спортсменов-кайтеров. В настоящее время, российские кайтеры имеют в своей «копилке» титулы чемпионов Мира и Европы, но это больше обусловлено несовершенной конкуренцией, начальным этапом развития данного вида спорта. В этом и есть главное противоречие. Если мы хотим идти вровень с мировыми до-стижениями, а не как обычно догонять и больше вопреки, чем благодаря, то нужно уже сейчас заниматься разработкой, формированием и внедрением научно-методических программ.
Я занимаюсь кайтингом (кайтбордингом, сноукайтингом) с 2001 года. До сих пор выступаю в соревнованиях как спортсмен. Являюсь организатором многих соревнований. Имею многолетний судейский опыт. Работаю тренером и менеджером спортсменов. То есть знаю весь процесс изнутри. Считаю очень важным не растерять накопленный опыт, используя научно-методический потенциал в других видах спорта, в частности, парусного спорта, создать предпосылки для развития специализированных методик для кайтбординга, сноукайтинга.
Актуальность работы заключается в том, что спортивный результат зависит не только от 6 видов спортивной подготовки в парусном спорте, а больше от оптимального соотношения (соразмерности) этих сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки и режиме со-ревновательной деятельности. И, как следствие, формирование еще одного вида – интегральной подготовки.
Чтобы разработать методику интегральной подготовки в избранном виде спорта, мы решили взять за основу общую теорию и методику физической культуры и спорта, и специализированный опыт яхтсменов-гонщиков.
Объект исследования – процесс интегральной подготовки в кайтинге на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования – методика интегральной подготовки в кай-тинге на этапе спортивного совершенствования.
Цель работы – разработать методику интегральной подготовки в кайтинге (гоночная часть) на основе теории и методики физической культуры и спорта, также парусного спорта, и обосновать эффективность ее использования на этапе спортивного совершенствования.
Задачи:
- изучить теоретический материал о видах и этапах спортивной под-готовки;
- проанализировать опыт ведущих международных яхтсменов, взять за основу наиболее эффективные средства и методы интегральной подготовки на этапе спортивного совершенствования и перенести их в кайтинг;
- разработать методику интегральной подготовки в кайтинге на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза – предполагается, что разработка методики интегральной подготовки позволит повысить эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности в кайтинге на этапе спортивного совершенствования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты дан-ного исследования могут быть использованы в процессе интегральной подготовки в кайтинге на этапе спортивного совершенствования.