Интенциональный характер синтеза знания как основание идеи чистой логики в теории познания Э. Гуссерля
Аннотация
В работе рассмотрен вопрос о месте логической проблематики в феноменологической философии на примере работы основателя феноменологического движения Э. Гуссерля. Проанализировано значение вопросов о предмете логики для становления логики как для конкретной работы Э. Гуссерля, так и для целостного понимания феноменологического метода в его применении к анализу основополагающих феноменов человеческого бытия.
В ходе рассмотрения вопроса о специфике феноменологического подхода к логической проблематике было обнаружено, что феноменология понимает предметы и законы логики как идеальные образования, отличные и независимые от психологической жизни познающих субъектов. Разрыв с психологизмом призван определить логику не только как независимую от человеческой субъективности – идеальный характер логики, во-первых, позволяет ей охватывать знания о любой предметной области и во-вторых, обосновывать возможность всякого теоретического знания в любой предметной области.
В работе отмечается, что установка на прояснение логики с точки зрения сопутствующих им актов сознания является сознательной стратегией Гуссерля. Преодолевая психологизм, феноменология, тем не менее, продолжает исследование актов познающего сознания, что позволяет сделать вывод о том, что для феноменологии сознание не может быть элиминировано из познавательной деятельности, но место его в познании должно быть определено в соответствии с феноменологически прояснённым понятием сознания.
Понятие сознания должно быть прояснено на основании феномена интенциональности. Указывается, что интенциональность – основное понятие феноменологии – призвано выявить принципиальную взаимопринадлежность сознания и предмета, на которое оно всегда направлено. Определяя сознание как интенциональное переживание, феноменология актуализирует корреляцию между предметом и способом его данности. Кроме того, интенциональность также связывает с предметной данностью форму его выражения в речи посредством актов придания смысла. Прояснение актов придания смысла через рефлексию на логическую форму выраженного в речи содержания становится пунктом, в котором сознание актуализируется как сложный синтетический феномен.
Делается вывод о том, что логический строй интенционального переживания является неотъемлемой частью опыта сознания, а рефлексия на идеальные структуры является началом феноменологической работы, благодаря чему указывается, что проблема носит не только исторический, но и теоретический характер.
В ходе рассмотрения вопроса о специфике феноменологического подхода к логической проблематике было обнаружено, что феноменология понимает предметы и законы логики как идеальные образования, отличные и независимые от психологической жизни познающих субъектов. Разрыв с психологизмом призван определить логику не только как независимую от человеческой субъективности – идеальный характер логики, во-первых, позволяет ей охватывать знания о любой предметной области и во-вторых, обосновывать возможность всякого теоретического знания в любой предметной области.
В работе отмечается, что установка на прояснение логики с точки зрения сопутствующих им актов сознания является сознательной стратегией Гуссерля. Преодолевая психологизм, феноменология, тем не менее, продолжает исследование актов познающего сознания, что позволяет сделать вывод о том, что для феноменологии сознание не может быть элиминировано из познавательной деятельности, но место его в познании должно быть определено в соответствии с феноменологически прояснённым понятием сознания.
Понятие сознания должно быть прояснено на основании феномена интенциональности. Указывается, что интенциональность – основное понятие феноменологии – призвано выявить принципиальную взаимопринадлежность сознания и предмета, на которое оно всегда направлено. Определяя сознание как интенциональное переживание, феноменология актуализирует корреляцию между предметом и способом его данности. Кроме того, интенциональность также связывает с предметной данностью форму его выражения в речи посредством актов придания смысла. Прояснение актов придания смысла через рефлексию на логическую форму выраженного в речи содержания становится пунктом, в котором сознание актуализируется как сложный синтетический феномен.
Делается вывод о том, что логический строй интенционального переживания является неотъемлемой частью опыта сознания, а рефлексия на идеальные структуры является началом феноменологической работы, благодаря чему указывается, что проблема носит не только исторический, но и теоретический характер.