Теории знания о себе в аналитической философии: критика картезианской концепции "Я"

Козырева Ольга Александровна

Аннотация


Научный доклад посвящен историко-философскому исследованию критики картезианской теории знания о себе, следующей из картезианской концепции «Я», в аналитической философии. Актуальность данного исследования определяется, во-первых, необходимостью построения единой теории знания о себе и, во-вторых, значимостью собственно историко-философской реконструкции как картезианской теории знания о себе, так и аргументов ее противников. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать состоятельность критики картезианской теории знания о себе, формулируемой на основании картезианской традиции понимания феномена «Я», в рамках современных теорий знания о себе в аналитической философии. В качестве основных результатов исследования выделяются следующие положения: 1) картезианская теория знания о себе является следствием картезианской концепции «Я» как внутреннего наблюдателя ментальных состояний; 2) картезианская теория знания о себе может быть представлена тремя основными аспектами – метафизическим, методологическим и семантическим; 3) критика аналитическими философами метафизического аспекта включает в себя аргументы против метафизического характера таких свойств феномена знания о себе, как непогрешимость и безосновность, и направлена на демонстрацию того, что эти свойства носят языковой или социальный характер; 4) критика аналитическими философами методологического аспекта предполагает аргументы против представления об интроспекции по аналогии с моделью восприятия, идеи о том, что интроспекция предполагает обращение «внутрь» агента, а также о том, что ментальные состояния существуют до момента высказывания агента о них, и о том, что эти высказывания представляют собой интроспективные отчеты о ментальных состояниях; 5) критика аналитическими философами семантического аспекта заключается в аргументации против интерналистского подхода в отношении содержания ментальных состояний, что эквивалентно защите экстерналистского подхода; 6) попытка преодоления аналитическими философами картезианской традиции представления знания о себе не может считаться полностью успешной, так как сама страдает от внутренних противоречий и нежелательных следствий.